Введение ........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы использования технологий и форм экологического туризма в формировании экологической грамотности детей..........................................................................................................................5
1.1 Определение понятия «экологической грамотности детей..…...……5
1.2 Технологии и формы экологического туризма в воспитании детей..........................................................................................................................7
1.3 Психолого-педагогические основы формирования экологической грамотности детей при использовании технологий и форм экологического туризма …………………………………………………………………………….9
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование в формировании экологической грамотности детей …………………..……………..…….……..23
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической грамотности детей ……………………………………....…………….………………………..23
2.2 Разработка и внедрений психолого-педагогических условий формирования экологической грамотности детей .…..………………………..26
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности экологической грамотности детей на контрольном этапе……………………..………………33
Заключение ..................................................................................................38
Список использованной литературы.........................................................40
Приложение……………………………………………………………….42
Читать дальше
Исследуя педагогические условия формирования экологического сознания обучающихся при их личной вовлеченности была проведена исследовательская работа в три этапа. На первом – изучалось состояние проблемы в школьной практике, определялся исходный уровень экологического сознания обучающихся, на втором – разрабатывался педагогический проект, который предусматривал реализацию совокупности педагогические условий и внедрение мероприятий экологической направленности, в урочное время и во время внеклассной работы; на третьем этапе – проверялась эффективность апробированных мероприятий. Полученный на начальном этапе исследования материал и его анализ приводят к выводу о том, что преимущество низкого и среднего уровней сформированности экологического сознания обосновывается рядом причин, в том числе недооценкой роли целенаправленной, систематической работы по формированию экологического сознания обучающихся, недостаточный уровень методической подготовки учителей, неорганизованностью предметно-пространственной среды школы, отсутствием личной вовлеченности учеников в процесс экологического воспитания.
В ходе исследования был разработан педагогический проект, который базировался на теоретических положениях первого раздела работы и результатах начального этапа исследования и предусматривал привлечение обучающихся к систематической экологической деятельности для формирования экологического сознания и ценностного отношения к природе; разнообразие форм и методов обучения для получения обучающимися опыта экологически ориентированной деятельности, формирование экологического поведения; обеспечение единства учебной и внеклассной работы по окружающему миру, направленной на формирование экологического сознания обучающихся. Результаты, полученные на заключительном этапе исследования, доказывают, что реализованный педагогический проект стимулировал динамику роста уровня экологического сознания школьников. В целом гипотеза нашла свое подтверждение: формирование экологического сознания младших школьников является эффективным при следующих педагогические условиях:
разработка и апробация педагогического проекта «Формирование экологического сознания обучающихся начальных классов»;
разработка и проведение серии уроков и внеклассных мероприятий по предмету «Окружающий мир», направленных на формирование экологического сознания обучающихся на основе их личностной вовлеченности в данный процесс.
Читать дальше
1. Акиньшина, Л. В. Современные информационные технологии в обучении / Л. В. Акиньшина. Учеб. пособие. – Ч. 1. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2014. – 211 с.
2. Аргунова, М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / М.В. Аргунова: автореф. дис… д-ра пед. наук. – Москва, 2009. – 44 с.
3. Асафа, Е. В. Экологическая культура студентов: показатели и критерии / Е. В. Асафа. – Москва: Просвещение, 2015. -181 с.
4. Белявский, Г. А. Основы экологических знаний / Г. А. Белявский, Р. С Фурдуй. Учебник. – Москва: Просвещение, 2016. - 288 с.
5. Бобрышов, С. В. Методы активизации процесса обучения / С. В. Бобрышов. Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. – 256 с.
6. Бондаренко, А. В. Проблемы формирования экологического сознания в современных условиях / А. В. Бондаренко // Вестник Малой академии наук Криворожский подразделения Европейского университета финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса. - № 1 (1). - 2011. - С. 80-87.
7. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе / С. И. Брызгалова. Учеб. пособие. — Калининград: Калинингр. ун-т., 2015. — 72 с.
8. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Валькова // Теория и практика образования в современном мире 2014 июль. Часть 2 Материалы V междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июль 2014 г.). — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. – С. 24- 29.
9. Васильева, Т. В. Подготовка педагогов-экологов в условиях модернизации социокультурного типа: проблемы, подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования / Т. В. Васильева // Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Вып.12. Санкт-Петербург, 2013. - С.83–87.
10.Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев. Учебник в 2 частях. Часть 1. – 4-е изд., перераб. – Москва: Баласс; Школьный дом, 2017. – 144 с.
Читать дальше