Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое развитие у младших школьников умения выполнять пейзаж на уроках изобразительного искусств 5
1.1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства 5
1.2. Особенности организации уроков изобразительного искусства 9
1.3. Формирование знаний и умений в области перспективы при изображении пейзажа 13
Глава II. Методические основы развития у младших школьников умения выполнять пейзаж на уроках изобразительного искусства 17
2.1. Выявление типичных ошибок учащихся 17
2.2. Проект развития у младших школьников умения выполнять пейзаж на уроках изобразительного искусства 21
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 30
Читать дальше
Обучение пейзажной живописи, прежде всего, преследует развитие творческих способностей детей, формирование основ эстетической восприимчивости красоты живой природы. История пейзажной живописи свидетельствует, что природа своей неповторимой красотой всегда вдохновляла художников. Пейзажному жанру посвящали свои произведения самые выдающиеся мастера живописи. Изучение красоты природы, данной в живописных образах, имеет не меньшее значение для удовлетворения эстетических потребностей человека, понимания красоты мироздания. Занятия рисованием пейзажа способствуют не только формированию творческих умений и навыков, но и воспитанию в ребенке нравственности, духовности, любви к природе, родной земле. И педагог, проживающий среди гор, ежедневно наблюдающий красоту снежных вершин, не может не думать о чтобы создать кружок горного пейзажа в школе и использовать его возможности в развитии чувственной сферы своих учеников
Учебный предмет «Изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Основные виды деятельности – практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства. Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе, дают навыки изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение языком различных искусств. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство » опирается также на психолого-физиологические возрастные особенности учащихся, которые нужно учитывать на разных периодах обучения, имея в виду эти особенности при определении воспитательных и образовательных задач. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Школьные программы обучения изобразительному искусству включают работу над пейзажем в контекст уроков тематического рисования. В рамках таких уроков решаются различные задачи: развитие внимания школьников к образам окружающей природы, их гармоничности и органичной «вписанности» в пространство; формирование умений эмоционального, чувственного восприятия образова природы; определение главного в пейзаже; специфику передачи пространства и света в пейзаже, цветопередача, а, главное, проникновенность основной идеей, на основе которой создается пейзаж. В среднем звене общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства работа над пейзажем уже усложняется. Обучающиеся овладевают уже достаточным опытом использования в изобразительной деятельности «образного языка» искусства, а также осваивают технику работы с различными художественными материалами. Уделяется больше внимания колористическим решениям в пейзаже, композиционным закономерностям и т.д.
Работа может быть использована в качестве наглядного пособия для обучения учащихся среднего звена в изучении пейзажной живописи. Трудно представить человека вне природы, которая оказывает незримое воздействие на становление его характера.
Читать дальше
1. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. пособие / О.А. Бакиева Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. – 200 с.
2. Велтистов М.Е. Развитие творческого воображения на занятиях изобразительным искусством / М.Е. Велтистов. – Детское творчество, 2016.–130 с.
3. Вагин А. А. Методика обучения / А. А. Вагин. – Москва : Просвещение, 2012. – 129 с.
4. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа / В.В. Визер. – СПб. : Питер, 2017. – 192 с.
5. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе / Г.Г. Виноградова. – М. : Просвещение, 2018. – 175 с.
6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя / Н.А. Горяева– М.: Просвещение, 2016. – 413 с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. – 344 с.
8. Зеленина Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства в начальных классах: Учебное пособие/ Е.Л. Зеленина. – Пермь, 2016. – 130
9. Затай, Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе / Б.Ф. Затай // Изобразительное искусство в школе. – 2014. – № 4. – С. 4–47.
10. Кузин B.C. Изобразительное искусство. 1-2 класс: Учебник / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2015. – 190 с.
11. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. – Челябинск, 2018. – 136 с.
12. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие / С.В. Кульневич – М.: Просвещение, 2016. –140 с.
13. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 144 с.
14. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.
15. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 2017. – 252 с.
16. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
17. Петров Н.Е. О преподавании изобразительного искусства / Н.Е. Петров // Начальная школа, 2017.№ 1. С.5-37.
18. Пакша Л.М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства / Л.М. Пакша // Начальная школа, 2016 № 10. С. 3-53.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс / И. П. Подласый. – Москва : Владос, 2002. – 576 с.
20. Павлик К.В. Методические рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в I-III классах общеобразовательной школы / К.В. Павлик – М.: Просвещение, 2015.–149 с
21. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.–эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2017. – 240 с.
22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе / Н.Н. Ростовцев– М.: Просвещение, 2016. – 253 с.
23. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. / Б.В. Раушенбах. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – 320 с.
24. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы / Б.В. Раушенбах. – М. : Наука, 2016. – 254 с.
25. Ростовцев И.Н. История методов обучения рисованию / И.Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 2017. – 129 с.
26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова– М.: Академия, 2015. – 365 с.
27. Степанов Г. В. Композиционные проблемы синтеза искусств / Г. В. Степанов – Москва: Просвещение, 2014. – 140 с.
28. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 2016. – 80 с.
29. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе / О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель, 2017. – 120 с.
30. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 16–120.
Читать дальше