Таким образом, форма права – это объективированное надлежащим образом правовое установление, которое длительно и единообразно воплощается в юридической практике, поведении субъектов права, гарантировано к исполнению силой авторитета и (или) государственного принуждения, признано субъектами права в качестве регулятора общественных отношений.
Различаются внутренняя и внешняя формы права. Причем чаще всего под внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права, систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.
Под формой (источником) права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Содержание права внутренне организовано в виде множества перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по целому ряду признаков.
Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко не всегда одно плановое само соотношение системы и структуры. Например, на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно - правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их структуре. Учитывая эти соображения, целесообразнее понимать: под внешней формой - наружное устройство права, представленное через различные нормативные источники в систематизированном виде.
Формы права составляют гармоничную часть общей правовой культуры, и в этой связи важно развитие их в общекультурном потоке. Наше общество, пройдя через десятилетия трудных поисков и реформ, и в новых условиях еще не достигло стабильности. Фундаментальные изменения сказались и на системе форм права. Современными тенденциями стали активизация локального и обычно-правового регулирования, а также расширение договорных форм, вследствие чего актуальной научной проблемой становится определение места указанных феноменов в системе форм права.
Глубокие социально-политические преобразования сущностного характера снижают эффективность нормативных правовых актов, что в свою очередь приводит к повышению регулятивных свойств правосознания, принципов, идей. В этих условиях особенно важно создание гармоничного баланса форм права как традиционных, так и современных. Для правоприменительной практики большое значение имеет правовое сознание, особенно в аспекте судейского усмотрения. Выполнение правовым сознанием функции непосредственного регулирования общественных отношений нежелательно.
Вопрос о возможности заимствования модели прецедентного права в отечественную правовую систему не утрачивает интереса в течение, как минимум, двух столетий. В современных условиях традиционная для нашего государства проблема юридического и реального значения судебной практики вошла в новую фазу. Однако позитивное начало давнишней дискуссии уже снижено, она строится на повторяющихся аргументах, и ее предмет практически исчерпан. В этой связи следует сосредоточить усилия ученых и законодателя на оптимизации взаимодействия между судебной практикой и законодательством.
Развитие предпринимательских правоотношений и формирование местного самоуправления актуализировали проблему локального от (автономического или корпоративного) права. Хотя данный феномен имел место в истории права, актуальность вопроса о правовом положении локальных актов состоит сегодня в том, что они активно претендуют на статус формы права.
Особую роль в процессе формирования и развития права сыграло появление письменности. Однако это важное культурно-историческое достижение человечества не сразу повлекло за собой появление законодательного права. Первым писаным источником права стал именно правовой обычай. Первоначально понятия «обычай» и «закон» по смыслу практически не отличались. Так называемые законы раннеклассового общества представляли собой ничто иное, как своды обычаев.