?>
Введение……………………………………………………………...……………3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………...……………6 1.1. Анализ понятия произвольного внимания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6 1.2. Особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………..10 1.3. Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ…………………………………………………………………14 Выводы по первой главе………………………………………………………...18 Глава 2. Экспериментальное исследование развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ……………………………...19 2.1. Организация, этапы и методы исследования. Анализ результатов констатирующего этапа исследования ………………………………………...19 2.2. Система игр и упражнений, направленная на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДГ……………………23 2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.......................................................................................................................27 Выводы по второй главе…………………………………………………….......30 Заключение……………………………………………………………………….31 Список использованной литературы…………………………………………...33 Приложение

Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ

курсовая работа
Психология
30 страниц
94% уникальность
2021 год
39 просмотров
Окладникова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………...……………3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………...……………6 1.1. Анализ понятия произвольного внимания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6 1.2. Особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………..10 1.3. Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ…………………………………………………………………14 Выводы по первой главе………………………………………………………...18 Глава 2. Экспериментальное исследование развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ……………………………...19 2.1. Организация, этапы и методы исследования. Анализ результатов констатирующего этапа исследования ………………………………………...19 2.2. Система игр и упражнений, направленная на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДГ……………………23 2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.......................................................................................................................27 Выводы по второй главе…………………………………………………….......30 Заключение……………………………………………………………………….31 Список использованной литературы…………………………………………...33 Приложение
Читать дальше
Произвольное внимание - это внимание, которое требует осознанного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит задачи, осознанные цели, а потому неразрывно связано с речью. Кроме того, произвольное внимание тесно связано с волей.


Любая контрольная на заказ в Новосибирске доступна с помощью нашего сервиса.


Воля - это сознательная регуляция человеком своих действий и поступков, требующая преодоления препятствий: внешних и внутренних. Развитие внимания у детей формируется с момента рождения ребёнка с помощью привлечения посторенними предметами, но наиболее яркое формирование происходит в старшем дошкольном возрасте, где они могут управлять собственным вниманием они умеют управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные объекты. Дошкольный возраст является основным периодом жизни человека, когда формируются и закладываются все базисные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, активно развиваются все познавательные процессы, в том числе внимание, которое в дошкольном возрасте характеризуется постепенным развитием произвольности. В последнее время произошло увеличение количества психопатологических состояний, среди которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), занимающий одно из главных мест. Но, как показано на практике, дошкольного воспитания далеко не всегда реализуются потенциальные возможности развития произвольного внимания. Несмотря на доказанное положительное влияние дошкольного воспитания на формирование свойств внимания Г. М. Угарова, многие авторы A. M. Прихожан, Н. В. Репкина, констатируют недостаточный результат в формировании внимания у детей в дошкольном возрасте. Изучением данного определения занимаются очень давно, так же посвящено очень много разных работ отечественными и зарубежными авторами такими как, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин и многие другие. В настоящее время появилось достаточно много научных работ посвященных данной проблеме, однако большинство этих исследований не освещает вопросов организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие у них произвольного внимания. Все вышесказанное и определило актуальность данного исследования. Актуальность проблемы исследования связана с выявлением психолого-педагогических и методических условий развития произвольного внимания старших дошкольников c СДВГ. Цель работы: изучение особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Объект исследования: произвольное внимание. Предмет исследования: возможности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить проблемы развития произвольного внимания в отечественных и зарубежных исследованиях. 2. Рассмотреть развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. 3. Провести эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старших дошкольников с СДВГ. 4. Разработать систему игр и упражнений, направленную на развитие произвольного внимания у старших дошкольников с СДВГ. 5. Экспериментально проверить эффективность проведенной работы. В основу гипотезы исследования легло предположение о том, что недостаточная развитость и несформированность произвольного внимания у старших дошкольников с СДВГ проявляется в недостаточном его объеме, у них слабо развита концентрация внимания. Однако, при подборе и реализации специально организованной системе развивающих игр и упражнений, направленных на развитие произвольного внимания у старших дошкольников с СДВГ можно повысить уровень его сформированности. К таким условиям можно отнести: использование наглядного материала, неоднократного повторения одного и того же материала, каждый раз его модернизируя и усложняя, тип решаемых задач, игровые ситуации и т.д. Методы исследования. 1. Теоретические: анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной). 2. Эмпирические: тестирование (психодиагностические методики Н. И. Гуткиной «Домик», Р. С. Немова «Запомни и расставь точки», «Найди и вычеркни»). Наблюдение с последующим анализом полученных данных. 3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов. Базой исследования является МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка». В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников

Читать дальше
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, выяснили что, под произвольным вниманием понимается внимание, которое требует осознанного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Главной функцией данного вида внимания является активное участие в регулировании течения всех психических процессов. Полное развитие произвольного внимания обеспечивает хорошую динамику процесса мышления и улучшение его структуры, последовательности. Исследуя особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста было выделено что, правильно сформировавшиеся произвольное внимание, у ребенка старшего дошкольного возраста, позволяет организовать действия ребенка, которые становятся четкими, целенаправленными и аккуратными. В настоящее время гиперактивное поведение очень распространено среди детей дошкольного возраста. Гиперактивное поведение - это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью. Такие дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, они начинают метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. С целью изучения развития произвольного внимания у старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная база исследования проводилось в МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка», группа «Непоседы». В исследовании принимали участие дети из подготовительной группы в количестве 10 человек, 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте 6-7 лет. По результатам первичного исследования были зафиксированные следующие результаты у 20% дошкольников высокий уровень, у 60% средний уровень, у 20% дошкольников низкий уровень. На основании полученных данных первичного исследования был сделан вывод, что занятия следует провести с детьми всей группы, чтобы зафиксировать и проследить за динамичной стабильностью результатов, которые набрали средний и высокий уровень. При подборе игр и упражнений, опирались на таких авторов Л. В. Черемошкина, Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. В основу легли подобранные и реализованные система игр и упражнений для развития произвольного внимания. В процессе проведения игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с СДВГ отмечались определенные изменения: дети стали более внимательными и сосредоточенными, уверенными, им стало проще вступать в беседу, меньше отвлекались на посторенние предметы, повысился их уровень инициативности. После проведения и внедрения систем игр и упражнений для подтверждения их эффективности было проведено повторное психодиагностическое исследование по тем же методикам, которые использовались на первичном этапе. Результаты повторного исследования показало, что, у 20% дошкольников высокий уровень, у 80% выявлен средний уровень, в данном случая низкого уровня произвольного внимания зафиксировано не было. Проанализировав данные первичного и повторного исследования делаем вывод что, в экспериментальной группе отмечаются положительные изменения, по результатам которых видно, что специально организованная система игр и упражнений способствовала повышению его уровня развития внимания. Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Читать дальше
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Мысль, 2015. – 282 с. 2. Бабич Е. Г. Особенности когнитивной сферы у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / Е. Г. Бабич, Д. В. Савченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2015. – Т. 14, № 5 (132). – С. 48-55. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25441386 (дата обращения: 15.10.2021). 3. Барышникова Е. В. Особенности свойств внимания у дошкольников / Е. В. Барышникова, Ю. В. Родикова // Культура и образование: от теории к практике. – 2016. – № 33 (6). – С. 92-98. 4. Башаева Т. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика / Т. В. Башаева, О. В. Филатова. – Владимир: ВлГУ, 2016. – 152 с. 5. Васерман С. В. Особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников / А. А. Белисова, К. А. Кронштатова, Н. И. Николаева, Л. Н. Мишенева // Современные научные исследования: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции под общей редакцией А. И. Вострецова. – 2018. – С. 442-447. 6. Власова М. И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр / М. И. Власова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2017. – № 1 (10). – С. 139-141. 7. Мазина А. К. Исследование особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста / А. К. Мазина, А. К. Падашуль // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2012. – № 10/2. – С. 55-58. 8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 462 с. 9. Мухина С. Педагогические условия воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Электронный ресурс] / С. Мухина // Коррекционно-развивающее образование. – 2015. – № 2. – С. 33-49. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23660947 (дата обращения: 15.10.2021). 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 276 с. 11. Эльконин, Д. Б Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва, 2017. – 228 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Планирование себестоимости продукции и формирование резервов ее снижения на предприятии
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Производственный менеджмент
курсовая работа
Проблема текучести кадров организации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Анализ и управление денежными потоками предприятия на примере
Количество страниц:
50
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансовый менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image