По мнению Йозефа Шумпетера, предприниматель — это индивидуальность, имеющая способности к разработке новых продуктов и осуществляющая свою деятельность в условиях неопределенности. При этом акцент в работах Йозефа Шумпетера в большей степени был смещен на инновационные способности предпринимателя, которые в современной экономике проявляются, прежде всего, через деятельность стартапов, обеспечивающих эффективную работу механизма трансляции и практической реализации новых знаний и компетенций. Более того, инновационное предпринимательство расширяет и усиливает конкуренцию за новые идеи и знания, а рост конкуренции внутри определенного рыночного сегмента, в свою очередь, способствует появлению и развитию новых рыночных ниш, последующему количественному и качественному росту предприятий и диверсификации бизнеса, что в совокупности и обеспечивает рост экономики, основанной на знаниях и компетенции, внутренне присущих предпринимательству.
Отличие шумпетерской теории предпринимательства, содержащейся в «Теории экономического развития», от английской классической политической экономии, маржиналистской (неоклассической) теории, теории «предпринимательских способностей» состоит, прежде всего, в том, что речь идёт об экономическом творчестве, то есть о внедрении в практику (прежде всего социальную практику) более эффективных комбинаций производительных товаров, что фактически обеспечивает прогресс любой экономики. Стремясь подчеркнуть отличие своего подхода, Шумпетер чрезмерно выделяет «безрискованность» предпринимательства в своей трактовке, тогда как в современных трактовках предпринимательство связывают с рисками, а иногда и очень большими рисками.
Речь у Шумпетера идёт только о риске в очень узком смысле – риске собственными денежными средствами. Здесь можно добавить и то, что предприниматель рискует также своим временем и репутацией, а это ресурсы немаловажные.
Итак, предпринимательство, по Шумпетеру, – это инновации и их практическое воплощение. Исходя из этого, сформулируем следующее определение: инновации – это введение в социальную практику, посредством инвестирования, принципиально новых товаров, услуг, технологий, организационных структур управления. В условиях инноваций экономики, начиная с 90-х годов ХХ века, основные направления формирования предпринимательства концентрируются на управленческих аспектах бизнеса. Не применять вчерашние стандарты к сегодняшней изменившейся реальности, но изменить сам бизнес, его установки, цели, стратегии поведения на рынке, способы производства товаров, чтобы они соответствовали новой реальности, были востребованы на совершенно новых рынках – главная задача современного предпринимателя.