Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретический анализ психической взаимосвязи внимания и воли……………..……………………………………………………………………5
1.1 Понятие внимания в психологии……………………………………….5
1.2 Понятие воли в психологии……………………………………............13
Глава 2 Экспериментальные исследования внимания и воли…………..21
2.1 Организация и метолы исследования внимания и воли…………….21
2.2 Анализ результатов исследования внимания и воли…………………24
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………31
Приложение………………………………………………………………….
Читать дальше
1. В этой главе, мы экспериментально, с помощь исследований доказали психическую взаимосвязь внимания и воли. Исследования проводились с помощью методик: Корректурная проба (буквенный вариант), Методика Мюнстерберга, методика исследования эмоционально-волевых качеств.
2. Из результатов всех этих исследований, которые описаны в этой главе, можно сделать следующие выводы: между вниманием и волевой (волевым действием) существует психическая взаимосвязь. А если быть точнее, между произвольным вниманием, которое еще так и называют волевым, активным, преднамеренным. Произвольное внимание тесно связано с волей человека. Так как произвольное внимание не может осуществляться без волевого действия. То есть из диаграммы (рис. 8) видно, что показатель развития волевых качеств у испытуемых в процентном соотношении такой же, как и показатель развития концентрации, объема и избирательности внимания (рис.5, 6, 7). Отсюда следует сделать вывод, что чем выше у испытуемых развиты эмоционально-волевые качества, тем выше у них показатели концентрации, объема и избирательности внимания, что говорит о взаимосвязи воли и внимания. Отсюда следует, что взаимосвязь между вниманием и волей конечно же существует.
Читать дальше
1. В первой главе мы изучали и анализировали психологическую литературу о таких психических процессах как внимание и воля, и пытались выяснить существует ли между ними взаимосвязь.
2. Выяснили основные понятия внимания, как его в разные времена определяли разные ученые: С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, И. П. Павлов. С.Л. Рубинштейн говорил, что внимание связано с объектом и в деятельности она крепится. К.Д. Ушинский говорил о внимания, что открытая дверь, через которую проходит все в душу человека. И.П. Павлов описывал внимание на физиологическом уровне. Также в этой главе, мы познакомились с основными видами внимания (непроизвольное и произвольное).
3. В психологии выделяют также несколько основных свойств внимания: 1)концентрация (сосредоточенность) внимания; 2)устойчивость внимания; 3)объем внимания; 4)распределение; 5)переключаемость.
4. Также мы познакомились с физиологическими механизмами внимания, выяснили, что физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга.
5. Выяснили, что закладывается в понятие воли. Воля — это осознанное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий. Что такое волевое действие и структуру волевого акта.
6. Познакомились с историей воли и волевого акта. Как в разные времена его характеризовали разные ученые (Аристотель, Х. Хекхаузен, Ш. Н. Чхартишвили). Изучали теории отечественных ученых (Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, В. П. Ильин, В. А. Иванников, М. Л. Веклер).
7. Анализируя все, что было сказано выше, можно сделать выводы, что теоретически психическая взаимосвязь между вниманием и волей определенно существует. И в следующе главе мы попробуем это доказать практически, с помощью исследований.
8. Во второй главе, мы экспериментально, с помощь исследований доказали психическую взаимосвязь внимания и воли. Исследования проводились с помощью методик: Корректурная проба (буквенный вариант), Методика Мюнстерберга, методика исследования эмоционально-волевых качеств.
9. Из результатов всех этих исследований, которые описаны в этой главе, можно сделать следующие выводы: между вниманием и волевой (волевым действием) существует психическая взаимосвязь. А если быть точнее, между произвольным вниманием, которое еще так и называют волевым, активным, преднамеренным. Произвольное внимание тесно связано с волей человека. Так как произвольное внимание не может осуществляться без волевого действия. То есть из диаграммы (рис. 8) видно, что показатель развития волевых качеств у испытуемых в процентном соотношении такой же, как и показатель развития концентрации, объема и избирательности внимания (рис.5, 6, 7). Отсюда следует сделать вывод, что чем выше у испытуемых развиты эмоционально-волевые качества, тем выше у них показатели концентрации, объема и избирательности внимания, что говорит о взаимосвязи воли и внимания. Отсюда следует, что взаимосвязь между вниманием и волей конечно же существует.
Читать дальше