Настоящее исследования посвящено изучению концепта «Любовь» в авторской картине мира И.С. Тургенева и Ч.Т. Айтматова и особенностям репрезентации концепта «Любовь» в повестях XIX века («Ася», «Первая любовь») и повестях XX века («Джамиля», «Тополёк мой в красной косынке»). Необходимо сделать выводы.
Лексико-семантический аспект изучения понятия «любовь» подробно изучен в трудах Ю.Д. Апресян и А.Д. Шмелева, где приводятся признаки различных типов любви. В.В. Колесов и Ю.С. Степанов исследовали термин «любовь», опираясь на историко-этимологические подходы. Так, ими было выявлено, что любовь произошла от примитивных телесных побуждений, таких как охота или желание, до возвышенных религиозных устремлений, характерных для христианства. Лексико-семантический и историко-этимологический подходы послужили предпосылкой для лингвокультурологических и лингвофилософских исследований. В этой связи справедливо отметить изучение любви О.М. Селиверстовой, которая в своем труде «X любит Y» подробно изучила глагол «любить», определив его связным глаголом. В трудах Орловой Н.В. подчеркивается, что термин «любовь» наделен спецификой употребления, заключающейся в регуляции определенным табу, и приводится 7 типов представления любви: типичных способов реализации любви: любовные признания, признания в близких с любовью понятиях, биографические данные, межличностные диалоги, философские размышления, общественные советы. Существенный вклад в изучении концепта «Любовь» внесли Г.А. Макарова, Е.В. Севрюгина, О.А. Корнилова, Л.Е. Вильмс и С.Г. Воркачев, описывая разницу между одинаково звучащими понятиями «любовь» на разных языках. Учеными в области лингвокультурологии разработана семантическая модель понятия «любовь», основными признаками которой выступают: ценность, приоритетность, как данность, при обучении наукам; праведность; добровольность выбора предмета любви; личность предмета любви; интимное влечение.
На основе линвосмыслового анализа трудов русских философов XIX-XX веков была предложена следующая классификация репрезентативных моделей по типу чувственно-эмоционального поля русской любви:
1. Любовь – Бог. В рамках данного семантического направления наиболее значимыми концепциями выступают концепция В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Б.П. Вышеславцева, З. Гиппиус. Контактными понятиями с термином «любовь» выступают: выступают: Бог, религиозность, духовность, моральная свобода, возрождение духовной культуры, просветление и одухотворение плоти, плоть, истина, благо, красота, андрогинизм, счастье, эгоизм, рождение нового человека, неудовлетворенная плоть, духовно-телесность, аскетизм, страдание, горе, жалость, милосердие, терпение, земное, эмпирическое, простота и чистота, божественная суть, свет. Контекстуальные партнеры термина «любовь»: учение о любви, христианская любовь, половая любовь, истинная любовь, всецелая любовь, естественная любовь, интеллектуальная любовь, типы любви.
2. Любовь – Семья. В рамках данного семантического направления наиболее значимыми концепциями выступают теория А.И. Герцена, С.В. Троицкого. Контактные лексемы с термином «любовь»: целомудрие, религиозность, моногамия, семья, брак, дети, супружество, истина, доброта, ложь, измена, убийство, братство, содружество, единение.
3. Любовь – Свобода. В рамках данного семантического направления наиболее значимыми концепциями выступают теория В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.М. Бердяева, П.А. Флоренского. Контактные лексемы-понятия: любовь – внутренняя свобода личности, свобода, яркая индивидуальность, творчество, полет, сексуальное общение, грех, физиологическое удовольствие , таинство, духовность, жертва жизнью, смерть, необходимость, лицемерие, ханжество, перспектива. Типовые контекстуальные партнеры для термина «любовь»: абсолютная свобода в любви, аристократизм таинства мистической и космической любви, мужская и женская любовь, гениальность в любви , универсальность любви, любовь-сладострастие, любовь-жалость, любовь-дружба, нелегальная любовь, легальная любовь – умершая, Эрос, трагизм любви, эгоистическая любовь, вампирическая любовь, необыкновенная любовь.
4. Любовь – Страсть. В рамках данного семантического направления наиболее значимыми концепциями выступает теория Л. П. Карсавина. Контактными понятиями с термином «любовь» выступают: любовь-страсть, сладострастие, духовно-телесность, эротика, насилие, жестокость, грубость, разврат, стыд, эгоизм, господство, подчинение, путь к другому, любовь-власть. Типовые контекстуальные лексемы-партнеры термина «любовь»: любовь к Богу, человеколюбие, любовь к родителям, любовь к родине, любовь к братьям и друзьям, половая любовь, телесная любовь, христианская любовь, духовная любовь, исключительно физическая любовь.
5. Любовь – Смерть. В рамках данного семантического направления наиболее значимыми концепциями выступают теории Б. П. Вышеславцева, Н.М. Бердяева. контактными понятиями выступают: истинная любовь, идеальная любовь, истинная свобода, бессмертная любовь. Типовые контекстуальные лексемы-партнеры термина «любовь»: любовь побеждает смерть, любовь сильнее смерти.
Кроме того была проанализирована эволюция форм концепта «любовь»: любовь-эрос, любовь-филия, любовь-сторге и любовь-агапэ. Любовь-эрос в значительной мере ревальвировал Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев, используя софийно-эросный подход В.С. Соловьева. П. А. Флоренский ревальвировал любовь-филио, прибегнув к филио-софическому подходу. Л.П. Карсавин ревальвировал любовь-сторге на основе софийно-эросного подхода В.С. Соловьева и литературного опыта Ф.М. Достоевского. Любовь-агапэ ревальвировали И.А. Ильин и С. Л. Франк, П. А. Флоренский, но в большей мере Н.О. Лосский.
Опираясь на проведенный анализ русских философских текстов XIX-XX веков, в результате которого было выявлено 5 репрезентативных моделей концепта «Любовь», и на 4 известные формы любви, был проведен анализ повестей И.С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь» и Ч.Т. Айтматова «Джамиля» и «Тополёк мой в красной косынке». Сравнение полученных результатов свидетельствует о том, что в повестях XIX века , к которым относятся повести И.С. Тургенева, концепт «Любовь» репрезентируется, прежде всего, посредством модели «Любовь – Семья» представляет собой форму любви «любовь-сторге», а в повестях XX века, к которым относятся повести Ч.Т. Айтматова, концепт «Любовь» представлен периферийно по причине того, что в произведениях ярко выражается и модель «Любовь – Семья», и модель «Любовь – Бог», и модель «Любовь – Свобода», и модель «Любовь – Страсть». При этом необходимо подчеркнуть, что из форм любви у Ч.Т. Айтматова представлены все формы любви, в то время как у И.С. Тургенева духовно-телесная любовь-эрос реализуется, в большей мере в воображении центральных героев за исключением одного двух эпизодов. Следовательно, проблемы нравственности и гуманизма у И.С. Тургенева рассматриваются гораздо шире. Кроме того, у И.С. Тургенева отсутствует репрезентация концепта «Любовь» посредством модели «Любовь – Смерть». Едва ли можно говорить о любви Володи к Зинаиде после ее смерти в повести «Первая любовь», поскольку нежное уважение, что испытывает Володя к своему отцу, гораздо сильнее и значимее мизерных масштабов первой влюбленности.
Таким образом, сравнительный анализ повестей И.С. Тургенева и Ч.Т. Айтматова позволяет резюмировать, что в повестях XIX века концепт «Любовь» репрезентируется на основе высокой нравственности, семейных ценностей и гуманизма в отличие от реализации концепта «Любовь» XX века, основанного на свободолюбии и низменных наклонностях.