Жалобы пациентов на качество медицинской помощи, поступающие в адрес органов государственной власти всех уровней, а их число ежегодно растет, являются признаком неблагополучия в крайне важной сфере человеческой деятельности, оказывающей влияние на все экономические процессы в государстве. Многочисленные опросы, проводимые как государственными, так и независимыми социологическими структурами, показывают актуальность проблемы качества медицинской помощи, а необоснованное обвинение медицинских работников в причинении вреда жизни и здоровью снижает привлекательность врачебной профессии, что в дальнейшем снижает такую характеристику качества медицинских услуг как их доступность.
Особое значение следует принять роли СМИ в освещении данной проблемы в обществе, позволившая заинтересовать бы большое количество людей, которых, бесспорно, волнует вопрос о качестве оказываемой медицинской помощи. Не мало важное значение имеет и решение данной проблемы с точки зрения образовательного процесса. Эффективными мерами могли бы быть правовое воспитание детей школьного возраста и вовлечение их в основные гражданско-правовые аспекты взаимоотношений «врач-пациент», а также обязательное преподавание дисциплины «медицинское право» в учреждениях среднего профессионального и высшего образования медицинской направленности.
Резюмируя вышесказанное, должный уровень правовой культуры в сфере здравоохранения среди государственных должностных лиц, медицинских организаций, медработников, пациентов, а также самих граждан России сможет существенно повлиять на разрешение сложившейся ситуации. Ведь чем он выше, тем грамотнее осуществляется реализация основных прав и обязанностей субъектов, а также наиболее эффективнее и качественнее осуществляется квалифицированная медицинская помощь, что существенно предопределяет дальнейшее состояние и общее здоровье пациентов.
В числе важнейших охраняемых государством социальных благ названо здоровье как вечная непреходящая ценность личности и общества. Это особенно актуально в отношении социальных болезней, к которым относятся ВИЧ-инфекция, наркомания, заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП) и туберкулез. Они, в условиях РФ, чаще всего поражали наиболее уязвимую часть населения, представители которой дискриминируются как обществом в целом, так и, по разным причинам, самыми гуманными его представителями - медицинскими работниками. Это приводит к нарушениям прав пациентов, усугублению их проблем и негативно отражается на общественном здоровье.
По закону, никто не имеет права без согласия, кроме оговоренных законом случаев, вмешиваться в личную жизнь свободного человека, частью которой является весьма интимный вопрос об отношении его к смерти, о степени и условиях принятия ее. Противоправное вмешательство в жизнь, здоровье и смерть человека присуще тоталитарным государствам.
Досудебный уровень рассмотрения спора по защите прав пациентов является добровольный характер решения конфликта, а именно – добровольное признание виновной стороной допущенных ею нарушений и возмещение причиненного вреда потребителю медицинских услуг.
Таким образом, случае неэффективности досудебного способа защиты прав потребителей медицинских услуг предусмотрена возможность использования варианта судебного способа.
Судебная защита прав потребителей медицинских услуг является вариантом восстановления нарушенных прав и законных интересов посредством обращения в судебные органы. Суд является органом государственной власти, наделенный властными полномочиями. Судебная система – это наиболее адекватное и действенное средство защиты прав пациента при неудовлетворении качеством оказания медицинских услуг.
Важным аспектом судебного способа защиты прав потребителей медицинских услуг являются доказательства. Доказательствами по делу, связанному с оказанием медицинской помощи, являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и других обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В настоящий момент в Российской Федерации созданы условия для реализации пациентами как права на медицинскую помощь, так и права на обжалование действий медицинских работников при возникновении конфликта, связанного с оказанием медицинской услуги