Кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны привели к появлению новых ценностей в образовании, сформировали устойчивые требования в обществе к профессионально компетентному педагогу, способному проектировать развивающую социально-педагогическую среду, создавать психолого-педагогические условия для воспитания человека на основных этапах онтогенеза. По сути, единственная функция школы уходит в прошлое - передача культурного опыта новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества, развивать самостоятельность и творческие способности личности.
Такая система образования требует профессионального педагога, ориентированного на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков, который может практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи; который является подлинным субъектом педагогической деятельности. Это должен быть учитель нового типа, способный быстро реагировать на происходящие социальные изменения, корректировать собственную профессиональную деятельность в направлении удовлетворения ее социальных требований. Он должен быть, прежде всего, профессионалом в области педагогической деятельности, способным, в отличие от специалистов в узкой предметной области, целенаправленно осуществлять воспитание и развитие учащихся, способным проектировать собственную деятельность, изменять и развивать ее. Характерной чертой его профессионального сознания должна быть концентрация мышления на педагогических проблемах, видение педагогического процесса как целостного явления, центральное место в котором принадлежит формирующейся личности учащегося.
Социальная потребность в профессиональных педагогах резко повысила интерес ученых к изучению структуры и закономерностей развития профессионального самосознания, профессионально значимых и профессионально необходимых качеств личности. Учитель должен обладать целым набором качеств, без которых реализация вышеперечисленных целей станет практически невозможной.
Если нужны ответы на билеты на заказ в Перми , специалисты Work5 помогут.
Кроме того, профессиональный рост требует от учителей сосредоточенности на самообразовании, саморазвитии, самообразовании. Важная роль в этом принадлежит развитию потребности в рефлексии педагогической деятельности.
Рефлексия учителя связана со специфическим механизмом межличностного познания, перцептивными способностями учителя, управлением познавательным процессом учащихся, управлением образовательным учреждением, психолого-педагогической культурой и компетентностью учителя, его индивидуальным стилем деятельности и т.д.
Рефлексия в деятельности учителя рассматривается в большом количестве работ (Б.З.Вульфова, Г.М.Коджаспировой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, А.И.Мищенко, Н.Ю.Посталюк, И.Н.Семенова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, С.Ю.Степанова, Г.С.Сухобской, В.Н.Харькина и др.).
Актуальность данного исследования определяется противоречием между возросшей ролью рефлексивных процессов в психолого-педагогической науке и практике и недостаточной разработанностью условий, необходимых для формирования педагогической рефлексии и развития рефлексивной функции сознания будущего учителя.
Объект исследования: педагогическая рефлексия учителя.
Предмет исследования: процесс педагогической рефлексии учителей.
Цель данного исследования - изучение педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя.
Задачи исследования:
1. Сделать теоретический анализ литературы по проблеме рефлексии в профессиональной деятельности педагога.
2. Рассмотреть состояние проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе.
3. Обозначить место рефлексии в структуре деятельности педагога.
4. Рассмотреть практические основы рефлексии в профессиональной деятельности педагога.
5. Провести диагностику уровня рефлексивности педагогов.
Метод исследования: анализ литературы и источников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.