Введение……………………………………………...………….………………...3
1. Идентификация Гоббса, как личность, и описание его эпохи………………4
2 Представление Гоббса о человеке……………………………………………..7
3 О понятии Левиафана………………………………………………………….10
Заключение……………………………………................................................... 15
Библиография
Читать дальше
Таким образом, из произведения Томаса Гоббса можно сделать вывод, что государство, или искусственный человек - Левиафан, в форме монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны. Те государства, которые не соответствуют идеальному государству Гоббса, обречены на вымирание и опять люди вернутся к естественному состоянию войны всех против всех, и так будет продолжаться бесконечно долго, пока они не построят государство по прототипу Левиафана.
Идея идеального государства по Томасу Гоббсу стала идеей тоталитарного государства. XX век показал, что тоталитарные государства имеют право на существование. Но эти государства, построенные на крови, быстро распадались или были завоеваны другими тоталитарными государствами. Конечно, тоталитаризм с точки зрения современного человека недопустим из-за его не гуманному отношению к личности, но не с точки зрения человека XVII – XVIII веков. Мы не можем предсказать, как будет развиваться наше сознание, может быть когда-нибудь и осуществится мечта Томаса Гоббса и будет построено такое государство, какое описывал в своей философской системе английский ученый. Какова человеческая природа в действительности? Ответ Гоббса предельно ясен - люди по природе повержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям", они ищут "почета выгод", действуют "ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим". Эгоизм объявляется, таким образом, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающих из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди "по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку".
Читать дальше
1. Дмитриев Т. Политическое образование и просвещение по Томасу Гоббсу // Философско-литературный журнал «Логос». 2020. №6 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-obrazovanie-i-prosveschenie-po-tomasu-gobbsu (дата обращения: 22.11.2021).
2. Лыков Э.Н. Левиафан и бегемот. Феномен полиции в контексте идей о суверене и гражданине // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leviafan-i-begemot-fenomen-politsii-v-kontekste-idey-o-suverene-i-grazhdanine (дата обращения: 22.11.2021).
3. Упорникова И.В. Человек как часть политического целого в философии Т. Гоббса // Философия права. 2017. №1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-kak-chast-politicheskogo-tselogo-v-filosofii-t-gobbsa (дата обращения: 22.11.2021).
Читать дальше