Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения организации проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста 5
1.1 Проектная деятельность как современное направление в работе с детьми младшего школьного возраста 5
1.2 Особенности организации проектной деятельности младших школьников 8
Глава 2 Исследование особенностей организации проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста, направленной на развитие творческих способностей 13
2.1 Выявление первоначального уровня сформированности творческих способностей младших школьников 13
2.2 Организация проектной деятельности с целью развития творческих способностей младших школьников в обучении 19
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 31
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
В современных условиях развития общества образовательно-воспитательный процесс требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как характеристики личности.
Проектная деятельность – это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень образования и воспитания и личностное развитие учащихся.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Мы провели практическое исследование организации проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей младших школьников. Для этого вначале был выявлен первоначальный уровень сформированности творческих способностей младших школьников в экспериментальном и контрольном классах – большая часть учеников находилась на низком уровне сформированности творческих способностей.
С целью выявления эффективности использования проектной деятельности как средства повышения уровня творческих способностей младших школьников, был проведен формирующий этап исследования в экспериментальном классе. Данный этап оказал положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, о чём свидетельствует сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов.
Использование проектной деятельности в обучении младших школьников способствует у них развитию творческих способностей, развитию интеллектуального потенциала, стимулирует их познавательную инициативу, повышает уровень самостоятельности, творческой активности и работоспособности.
Таким образом, сформулированная исследовательская гипотеза подтвердилась, что делает возможным рекомендовать учителям начальных классов использование проектной деятельности в обучении с целью повышения уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
Рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе, а также для более углубленного понимания изученной темы.
Читать дальше
1.ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020).
2.Адрианова СА. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология. – 2019. - № 1. - С. 6-8.
3.Антоненко В.У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов // Вестник КГУ – 2016 – № 9. – С. 21-27.
4.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. - Тула: Приокское кн. изд-во, 2018. - 144 с.
5.Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., Просвещение, 2019. – 140 с.
6.Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. – М., Знание, 2016. – 387 с.
7.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2018. – 142 с.
8.Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2017. – 190 с.
9.Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе // Классный руководитель. – 2020. – № 6 – С. 54-58.
10.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 2021. – №6 – С. 95-99.
11.Дубовкин В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа. – 2017. – № 9. –С. 51-55.
12.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 96.
13.Иванова Н.В. Методика применения проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2018. – № 2. – С. 125-126.
14.Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. В 2-х ч.учебник. – М.: Издательство: Просвещение, 2021. https://www.litres.ru/shkolnye-uchebniki
15.Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников // Начальная школа. - 2017. – № 12. – С. 39-40.
16.Кусов В.А. Образовательные проекты: специфика организации. - М.: Эксмо, 2018. – 213 с.
17.Леонова Н.Г. Как организовать проектную деятельность с младшими школьниками https://www.elibrary.ru/
18.Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – М: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2016. – 23 с.
19.Меньшикова Л.А. Организация проектной деятельности учащихся начальной школы. https://www.elibrary.ru/
20.Методики диагностики универсальных творческих способностей детей младшего школьного возраста В.В. Синельникова и В.Т. Кудрявцева. https://psylist.net/praktikum
21.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 310 с.
22.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 512 с.
Читать дальше