Введение…………………………………………...………….………………...3
1. Философия и культура………………………………………………………5
2 Философия и природа…………………………………..…………………..12
3 Взаимосвязь природы и культуры…………………………………...…….18
Заключение……………………………………................................................ 27
Библиография…...... ………………………………………………………….28
Читать дальше
Таким образом, человек имеет только одну «природу» - социокультурную. Несмотря на то, что он является при этом биологическим существом. «Культура» и «природа» в отношении к человеку не могут рассматриваться с точки зрения дуализма (особенно души и тела).
Взгляд на человеческое сознание как индивидуальную душу, помещенную в отдельное тело, и приводит к недоразумениям. Одна часть мыслителей продолжает отстаивать существование понимаемой так «души», возвышая ее над телом.
Другая же часть отрицает ее существование, оставаясь с одним, но тем же самым «пустым» (обездушенным) телом (сводя сознание, идеальное, к физиологии индивидуального организма). Эти два типа исследователей, несмотря на полную противоположность их взглядов, на самом деле работают в одной плоскости - понимания сознания как особого свойства (возвышающегося над телом или непосредственно укорененного в нем) данного индивида.
Для него человеческое сознание порождается не в индивидуальном теле посредством его физиологического развития, но во взаимодействии тел с целью преобразования природы посредством орудий.
Именно здесь появляется «клеточка», начальный элемент подлинно человеческой формы бытия как социокультурной, не сводимой к «биологии» непосредственно несмотря на то, что коллективная форма существования, как и отдельные случаи употребления орудий, встречается и в животном мире.
Конечно, огромную роль в «очеловечении» сыграли мутации, приведшие к определенным физиологическим изменениям. Это необходимые, но далеко не достаточные предпосылки для возникновения человеческого сознания и личности.
Читать дальше
1. Ильенков Э.В. Что же такое личность // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. – 550 с.
2. Пинкер С. Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 606 с.
3. Шалютин Б.С. О вызовах приматологической революции, эмпатическом познании и природе когнитивного отрыва человека от обезьяны // Филос. журн. 2019. Т. 12, № 4. С. 15-31.
4. Шпенглер, О. Закат Европы -Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. – 390 с.
Читать дальше