ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
РАЗДЕЛ 1. СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ В РАЗНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………4
1.1. Понятие манипуляции………………………………………………...4
1.2. Виды и способы манипуляции………………………………………..7
РАЗДЕЛ 2. СМИ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………16
2.1. Особенности манипулятивных технологий на телевидении……...16
2.2. Манипуляция в печатных СМИ, радио и интернет-ресурсах……..20
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ………………………………………………………………...22
3.1. Понятие противодействия манипулятивным технологиям………..22
3.2. Актуальные способы противодействия манипулятивным технологиям……………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...29
Читать дальше
В работе было проанализировано, что манипуляция является способом влияния на общественное мнение. СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели и нормы. Манипулирование можно подразделить на несколько видов: манипулирование информационными потоками, манипулирование посредством воздействия на эмоции, манипулирование посредством формирования и распространения образов, манипулирование посредством использования авторитетных групп и стремления человека быть полноправным членом общества. Какого бы вида не была манипуляция, ее цели и приемы остаются скрытыми для общества, человек, как объект манипуляции, обесценивается.
Если сравнивать манипулятивные приемы, которые применяются на всех каналах СМИ, выделяется ряд наиболее популярных. К ним относятся: фабрикация и умалчивание фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность, повторение, использование стереотипов и особенностей восприятия, использование контрастности, особенностей речевой динамики, монтаж, изъятие цитат из контекста. На телевидении наиболее популярными являются фабрикация фактов, использование речевой динамики, расположение новости в блоке новостей, использование авторитетных групп и приема упрощения при составлении программы, показ советских фильмов, ток- и реалити-шоу, использование манипулятивной семантики, прием «непривлекательного ракурса», «спираль умолчания».
Таким образом, СМИ сами создают общественное мнение и определяют направление его развития. В таком случае общественное мнение не отражает ценности, взгляды и оценки общественности, а олицетворяет выгодные владельцам средств информации взгляды и оценки, которые должны быть у общественности для осуществления манипулятивных акций.
Читать дальше
1. Аронс Э. Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронс. – СПБ.: «Прайм-Еврознак», 2016. – 355 с.
2. Баукин А.В. Манипулирование сознанием: опыт социально-философского анализа / А.В. Баукин. – Москва: Юрайт, 2017. – 298 с.
3. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. – Москва: Добросвет, 2017. – 642 с.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. – Москва: Проспект, 2018. – 435 с.
5. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург: Издательство, 2018. – 400 с.
6. Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами / С.А. Зелинский. – СПБ.: Лань, 2018. – 563 с.
7. Кащук А.А. Телевизионные мифы — один из способов манипуляции сознания аудитории / А.А. Кащук. – Рязань: Ученик, 2019. – 340 с.
8. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание / А.Е. Левченко. – Пермь: Вестник, 2017. – 213 с.
9. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе / Л.И. Рюмшина. – Москва: Юрайт, 2017. – 440 с.
10.Попов Е. Формирование общественного мнения / Е. Попов. – СПБ.: Лань, 2019. – 271 с.
11. Руковкин Я.Я. Мультимедия / Я.Я. Руковкин. – Астрахань: Право, 2018. – 221 с.
12. Рябов Д.В. Манипулятивные технологии: учебное пособие / Д.В. Рябов. – Псков: Лань, 2021. – 562 с.
13. Сычев Г.Л. Противодействие манипуляции / Г.Л. Сычев. – Москва: Юрайт, 2019. – 370 с.
14. Таличкин А.А. Способы воздействия на людей / А.А. Таличкин. – Кострома: Личность, 2019. – 491 с.
15. Твиритин С.Д. Управление сознанием / С.Д. Твиритин. – СПБ.: Информатор, 2020. – 601 с.
16. Тупицын А.Г. Манипулятивное управление / А.Г. Тупицын. – СПБ.: Юрайт, 2017. – 280 с.
17. Уразбаев Л.А. Способы противодействия манипулирования / Л.А. Уразбаева. – Пермь: Рамка, 2016. – 900 с.
18. Ухин Ш.В. Манипулятор в телевизоре / Ш.В. Ухин. – Омск: Капля, 2016. – 197 с.
18. Федосеева А.Г. Манипулирование подсознанием человека и общества / А.Г. Федосеева. – Москва: Проспект, 2017. – 362 с.
19. Фолачев К.И. Противодействие манипуляции / К.И. Фолачев. – Тверь: наука, 2018. – 465 с.
20. Хрумкин Л.О. Отпор манипулятору / Л.О. Хрумкин. – Оренбург: Слово, 2020. – 399 с.
21. Хузин У.Н. Эффективные способы манипулирования / У.Н. Хузин. – Москва: Юрайт, 2016. – 577 с.
22. Цаплин Д.З. Манипуляции / Д.З. Цаплин. – СПб.: Знание, 2018. – 225 с.
23. Цушрадживили А.С. Манипулятивные приемы управления сознанием / А.С. Цушрадживили. – Москва: Юрайт, 2017. – 411 с.
24. Эврин Р.О. Противодействие манипуляции / Р.О. Эврин. – СПБ.: Знание, 2017. – 256 с.
25. Эраскин Л.Г. Манипулятивные приемы / Л.Г. Эраскин. – СПБ.: Знание, 2016. – 361 с.
26. Юдин Р.Р. Главный манипулятор страны / Р.Р. Юдин. – Москва: Юрайт, 2017. – 263 с.
27. Юливин Л.А. Как манипулировать сознанием человека и подчинить его себе? / Л.А. Юливин. – Москва: Проспект, 2018. – 115 с.
28. Юшаков З.Д. Управлять и прощать / З.Д. Юшаков. – Пермь: Издательство, 2018. – 712 с.
29. Шапоншиков О.С. Противостоять манипулятору / О.С. Шапоншиков. – Москва: Проспект, 2016. – 215 с.
30. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. – Москва: Проспект, 2017. – 655 с.
1. Levin R. Manipulation mechanisms: protection against other people`s influence / R. Levin. – USA: Devil`s Due Publishing, 2017. – 362 p.
2. Fexeus H. The art of manipulation. How to read other people`s thoughts and manage them discreetly / H. Fexeus. – Sweden: International Masters Publishers, 2018. – 217 p.
Читать дальше