Введение 3
1. Модель общественного договора и теория правого государства 5
1.1. Договорная теория Т. Гоббса 5
1.2. Теория общественного договора Дж. Локка 7
1.3. Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо 9
1.4. Учение И. Канта о государстве и общественном договоре 12
2. Критика контрактарианизма в гегелевской философии права 13
2.1. Критика контрактарианизма в гегелевской философии права 13
2.2. Сильные и слабые стороны критики контрактарианизма в философии Гегеля 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Читать дальше
В заключение обобщим результаты проведенного исследования и теоретические выводы, сделанные в данной работе.
Во–первых, по результатам изучения и анализа научных и исторических источников, выявлено, что теория общественного договора в понимании Т. Гоббса сводится к следующему: изначально склонные к конфликтным отношениям люди, заключают договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок. Задачами и целями появления такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Во–вторых, рассмотрены основные положения договорной теории в трудах Дж. Локка, в процессе чего установлено, что концепция данного мыслителя определяет государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. В рамках данной теории рассматривается не только договорное происхождение государства, но также и форма договорного установления гражданства применительно к каждому человеку. Данная идея договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны и государства с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон.
Во–третьих, изучена и исследована договорная теория Ж.-Ж. Руссо, сановная мысль которой заключается в том, что установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать переход от естественного состояния в гражданское. В концепции Ж.-Ж. Руссо современный ему феодальный строй лишается справедливого и законного характера, т. к. держится не на праве, а на силе.
Во–четвертых, определено, что в теории И. Канта идея договора служит «безошибочным мерилом» права и бесправия т.к., в частности, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ.
В–пятых, выявлено, что, исходя из позиции Г. Гегеля, договорная теория возникновения государства является неверной и ошибочной, независимо от образования государства путем объединения всех людей либо заключения договора их с правительством.
В–шестых, в рамках данной работы рассмотрены и охарактеризованы достоинства и недостатки критики контрактарианизма в философии Гегеля.
Читать дальше
1. Водолагин А. В. Философия воли / А. В. Водолагин. — М.: Держава XXI век. — 2005. — 255 с.
2. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. / Г. В. Ф. Гегель; Перевод А. М. Водена; [Вступ. ст. Ю. В. Перова, К. А. Сергеева. — СПб.: Наука. — 1993. — с. 477.
3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гражданское общество в России. Научная электронная библиотека.: URL: http://www.civisbook. ru/files/File/Gobbs Leviafan.pdf (дата обращения 01.12.2021 г.).
4. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане : К вечному миру / Иммануил Кант. — Алматы : ВШП «Әдiлет». — 1999. —153 с.
5. Локк Дж. Сочинения. — М.: Мысль. — 1988. — Т. 3. — С. 347—348.
6. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: трактаты / Жан Жак Руссо; [вступ. статьи А. Филиппова и др.; коммент. В. С. Алексеева-Попова, Л. В. Борщевского]; Центр фундам. социологии. — Москва : Канон-пресс-Ц : Кучково поле. — 1998. — 414 с.
7. Филиппов А. Ф. «Левиафан» Томаса Гоббса // ПостНаука. Academy. URL: http://postnauka.ru/faq/40Q76 01.12.2021 г.).
8. Штапаков М. И. Проблемы электронного нотариата / М. И. Штапаков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 4—3 (43). — С 232 — 234.
Читать дальше