Введение ……………………………………………………………………3 I. Теоретические подходы к изучению проблемы развития творческих способностей обучающихся……………………………………………7 1.1 Сущность понятия «творческие способности»…………………...7 1.2 Пути и способы развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе ………………………………………14 1.3 Моделирование педагогических условий развития творческих способностей обучающихся ……………………………………..17 Выводы к Главе I ……………………………………………………...…22 II. Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей в условиях семейного образования ………………….23 2.1 Психолого-педагогические условия развития творческих способностей при получении образования в форме семейного образования ……………………………………………………….23 2.2 Результаты первичной диагностики творческих способностей обучающихся, получающих образование в форме семейного образования ……………………………………………………….29 2.3 Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей в условиях семейного образования ..37 2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………44 Выводы к Главе II ………..………………………………………………46 Заключение ……………………………………………………………….47 Список литературы ………………………………………………………48

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях семейного образования

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
71% уникальность
2021 год
45 просмотров
Симсон Л.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение ……………………………………………………………………3 I. Теоретические подходы к изучению проблемы развития творческих способностей обучающихся……………………………………………7 1.1 Сущность понятия «творческие способности»…………………...7 1.2 Пути и способы развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе ………………………………………14 1.3 Моделирование педагогических условий развития творческих способностей обучающихся ……………………………………..17 Выводы к Главе I ……………………………………………………...…22 II. Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей в условиях семейного образования ………………….23 2.1 Психолого-педагогические условия развития творческих способностей при получении образования в форме семейного образования ……………………………………………………….23 2.2 Результаты первичной диагностики творческих способностей обучающихся, получающих образование в форме семейного образования ……………………………………………………….29 2.3 Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей в условиях семейного образования ..37 2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………44 Выводы к Главе II ………..………………………………………………46 Заключение ……………………………………………………………….47 Список литературы ………………………………………………………48
Читать дальше
Проблема развития творческих способностей всегда была интересна педагогам и психологам. Этот интерес обусловлен тем, что развивать творческие способности необходимо в любом возрасте. Если для младших школьников способности к творческой деятельности являются фундаментом для дальнейшего обучения, то, в более старшем, способствует более успешной социализации и адаптации к современным условиям. Несмотря на то, что внимание к изучению творческих способностей возникло давно, потребность развивать их появилась у человека гораздо позднее. Если ранее таланты возникали сами по себе, создавали шедевры и оставляли свой след на века, то с развитие общества изменилось отношение человечества к такому феномену, как «творческие способности».


Для Work5 даже дипломный проект не проблема


Это обусловлено тем, что на сегодняшний день общество испытывает потребность в постоянном развитии, а двигателями этого развития способны стать люди, обладающие рядом качеств. Это инициатива, творчество, умение найти нестандартные подходы при решении задач, способность жить и развиваться в динамично меняющемся обществе – это качества, присутствующие у творческой личности. Именно такие личности становятся двигателем прогресса, создают как духовные, так и материальные ценности, помогают окружающим увидеть необычные моменты в, казалось бы, обычных явлениях. В настоящее время развитие творческих способностей – одна из главных задач современной педагогики, что отражено в федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования. Именно сегодня перед образовательными организациями ставится задача создавать условия и воспитывать творческую личность, начиная с уровня начального общего образования. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования. Семейная форма получения образования – это новый институт образовательного права. В контексте современной цивилизации развитие семейного воспитания обусловлено совокупностью взаимосвязанных социальных, культурных и политических процессов, которые являются объективными тенденциями, характерными для большинства стран мира (ориентация на образование и воспитание в условиях индивидуализации и гуманизации, повышение уровня образования родителей). Семейное образование, раньше мало распространенное в России, в настоящее время приобретает все большую популярность, особенно в крупных городах. По данным статистики, представленной в Российской газете, ССЫЛКА «Если до 2020 года в таком формате учились десять тысяч человек, то сейчас под руководством пап и мам, желающих, чтобы их ребенок как можно реже оказывался на улице, обучаются около 13 тысяч детей». ФГОС всех уровней образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы – личностным, метапредметным и предметным независимо от формы получения образования. Например, стандарт общего начального образования в итоге определяет внимание к развитию творческих способностей младшего школьника, благодаря чему он не будет растеряться перед трудными учебными и жизненными проблемами, оценит противоположные взгляды о проблеме и выберите лучший способ ее решения. Проявляя творческий подход, младший ученик будет чувствовать себя более уверенно в контакте с другими, в выражении своих личных качеств, в поиске путей выхода из сложных и конфликтных ситуаций. Из всего вышесказанного вытекает противоречие, так как на сегодняшний день в образовательных организациях созданы все необходимые условия для развития творческих способностей у обучающихся – через урочную, внеурочную деятельность, кружки, секции и занятия по интересам. Сложно понять, каким образом осуществляется достижение результатов, обозначенных в стандарте и напрямую связанных с творческими способностями, в условиях семейного образования, если обучающиеся зачисляются в образовательную организацию лишь на время прохождения аттестации, при этом образовательная организация обязана оценить уровень предметных и метапредметных результатов. Проблема исследования – возможно ли развивать творческие способности обучающихся в условиях семейного образования? Цель исследования – выявление, обоснование и апробация психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, получающих образование в форме семейного образования. Объект исследования – семейное образование. Предмет исследования – творческие способности обучающихся в условиях семейного образования. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей обучающихся; 2. Определить особенности семейного образования, как формы получения общего образования в Российской Федерации 3. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей обучающихся, получающих образование в форме семейного образования. 4. Провести апробацию психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, получающих образование в форме семейного образования. Гипотеза исследования – развитие творческих способностей обучающихся в условиях семейного образования будет результативным, если соблюдаются психолого-педагогические условия: 1. Учитываются личностные особенности обучающихся; 2. Создаются ситуации, требующие нестандартных решений; 3. Обучающийся вовлечен в творческую деятельность через урочную и внеурочную занятость. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - развитие творческой деятельности у обучающихся (Р.С.Немов, А.Н. Леонтьев, Б.М.Теплов, Э.З.Фромм, А.Н.Лук, Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, С.Т. Шацкий и др.); - развитие личности в окружающей ее среде (А.Г.Асмолов, A.A.Бодалев, Л.И.Божович, Г.А.Ковалев, A.B.Петровский, A.A.Реан, и др.); - законодательство Российской Федерации в сфере образования (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, ФГОС ООО). Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; - эмпирические методы такие, как беседа; изучение и обобщение передового педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент, обработка результатов, их анализ и теоретическое обобщение. - статистические методы обработки результатов исследования. База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15»

Читать дальше
В результате исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Развитие творчески способностей ребенка – сложный и многосторонний процесс. В творческой деятельности задействованы ум, характер и чувства. Для развития творческой личности все эти ее качества требуют воздействия. 2. Организация определенных условий способствует развитию в творческом плане каждого ребенка. 3. В условиях семейного образования родитель является как педагогом, то есть источником знаний и умений, так и организатором деятельности. 4. К психолого-педагогическим условиям развития творческих способностей при получении образования в форме семейного образования можно отнести следующие: наличие у родителей компетенций в области педагогики и психологии; родитель при осуществлении образовательной и воспитательной деятельности учитывает личностные особенности обучающихся; ребенок вовлечен в творческую деятельность через урочную и внеурочную занятость. 5. Существует зависимость между уровнем развития творческих способностей обучающихся и выполнением психолого-педагогических условий – чем больше условий выполняется, тем лучше развиты творческие способности. 6. Психолого-педагогические условия, обозначенные в пункте 4, способствуют развитию творческих способностей. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Читать дальше
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 год с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 23.01.2021). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/documents/922 – Министерство образования и науки Российской Федерации – (Дата обращения: 25.01.2021). 4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76852/ (дата обращения: 27.01.2021). 5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453897/ (дата обращения: 27.01.2021). 6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в форме семейного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9861571/ (дата обращения: 24.01.2021). 7. Актуальные проблемы законодательного регулирования семейного образования в Российской Федерации: сборник статей / А.П. Иванов, Л.М. Леонов, С.Т. Лобанский [и др]. / под ред. проф. А.П. Иванова. - М.: Национальный институт развития современной идеологии. 2019. – 571 с. 8. Базаров О.В. Дополнительное образование детей как сфера решения актуальных проблем воспитания в современных условиях // Внешкольник . – 2017. - №1.- С. 45-51. 9. Безрукова В.С. Педагогика: учебник для высших учебных заведений. - Екатеринбург: СИПИ, 2014. - 340 с. 10. Боброва С.Г. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике Российской Федерации. // Внешкольник . – 2015. - №8.- С. 21-25. 11. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Центр Академия, 2018 – 320с. 12. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. // «Завуч начальной школы» . – 2016. - №3.- С. 18-20. 13. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - М.: Росмэн, 2017. – 79 с. 14. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся - М.: Педагогический поиск, 2019 – 144с. 15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011 - с.55-56. 16. Выготский, Л.С. Психология искусства. - СПб.: Азбука, - 2016 - 448с. 17. Барашев М. А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII - начала XIX в. // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 225-235. 18. Болденко О. А., Г.В. Палаткина Особенности развития творческой активность старших подростков. Человек и образование. – 2016. - №3.- С. 18-20. 19. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников на материале внеклассных занятий в условиях школ продленного дня: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2010. – 187 с. 20. Ганичева А.Н., Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 2019. – 345 с. 21. Гилфорд, Дж. Тест креативности // Учебные статьи по психологии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 – (Дата обращения: 01.02.2021). 22. Гаврилычева Г.Ф. Дополнительное образование и современная система образования. // Завуч начальной школы . – 2020. - №4.- с. 18-20. 23. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 245 с. 24. Евладова Е.Б., Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. Дополнительное образование детей: учебник для студентов училищ и колледжей / – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 349 с. 25. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей. – М.: Педагогика, 2018 – 98 с. 26. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности: монография. – Волгоград: Перемена, 2019. – 231 с. 27. Карманчиков А. И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования диссертация кан. пед.наук . – Ижевск, 2014. - 175 с. 28. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности - СПб.: Питер, 2019 – 448 с. 29. Козлова Н.Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника. Вестник Томского гос. университета . – 2017. - №321.- с. 24-29. 30. Коменский Я. А. Педагогическое наследие . – М., Москва 1989 . – 457 с. 31. Коробкова В.В. Формирование готовность подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно – познавательной деятельности: учебное пособие. – 5-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ «Сфера», 2021. -231 с. 32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2020. -464с. 33. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с. 34. Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках // Одаренный ребенок . – 2018. - №7.- с. 3-6. 35. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008 – 105с. 36. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – URL: http://www.metodolog.ru/node/1296 – Методолог – (Дата обращения: 1.02.2021) 37. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников // Начальная школа. – 2017. - №2.- с. 45-49. 38. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МОДЭК, 2018 – 400с. 39. Марченко С.Е. Социокультурные аспекты становления гувернерства в условиях вариативного образования в современной России: автореф. дис. канд. социол. Наук. - Ростов-на-Дону: Ростовский педагогический университет, 2013. – 167 с. 40. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 – Методолог – (Датаобращения:1.02.2021). 41. Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников // Начальная школа. – 2020. - №2.- с. 28-31. 42. Мухина B. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с. 43. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. - 2014 - № 1 - с.8-15 44. Мясищев, В.Н. Психология отношений. – М.: МОДЭК, 2018 – 400 с. 45. Пасечник Л.В. Организационно-педагогические условия становления гувернерской системы образования в современной России : автореф. дис. ... канд. пед. наук; Морд.гос. ун-т им. Н.П. Огарева. - Ярославль, 2000 - с. 24-25. 46. Пенягина В.И. Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения //Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции 27 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://dopobr.68edu.ru/archives/2388, (дата обращения 03.02.2021). 47. Педагогика и психология домашнего образования: Материалы Всероссийского научно-практического семинара 7-8 апреля 2020 года, Санкт-Петербург. Под общей редакцией И.А.Хоменко – СПб, 2005. 145с. С. 24-31. 48. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2015 – 280с. 49. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС // Вестник образования. – 2014. - №45.- с. 44. 50. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста . СПб.: Питер, 2021 — 816 с. 51. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос, 2020 – 128 с. 52. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2014 — 480 с. 53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2017 – 720с. 54. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Педагогика: учебное пособие для студентов педвузов /под ред. В.А. Сластенина. М.: Владос, 2012. – 567 с. 55. Савенков А.И. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе» // Первое сентября . – 2016. - №3.- с. 44-49. 56. Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника // Начальная школа . – 2020. - №14.- с. 18-20. 57. Холодная, М.А Психологи понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: «Институт психологии РАН». 2012 — 288с. 58. Шацкий Т.С. Мой педагогический путь / Пед. сочинение в 4 – томах. – Т 1. – М.: АПН. – 1964. 59. Шаповаленко И.В. Возрастная психология М.: Гардарики, 2005 — 349с. 60. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование школьников. – 2019. - №3.- с. 44-49.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Право, как формальное равенство
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
курсовая работа
Прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия
Количество страниц:
25
Оригинальность:
58%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика предприятия
дипломная работа
Владимир Татлин: портрет на фоне эпохи
Количество страниц:
50
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История искусств
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image