Введение……………………………………………………………..…..3 3
§1. Основные направления работы учителя-логопеда в инклюзивной школе………………………………………………………………………..….5 4
§2. Взаимодействие учителя-логопеда с преподавателями в инклюзивной школе...........................................................................................6 6
§3. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования…………………………………….…..8 9
Заключение……………………………………………...............….….12 1
Список литературы……………………………………………..……..14 1
Читать дальше
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Эти обстоятельства определяют необходимость разработки и внедрение в практику множества вариантов содержания в условиях специального образования, которое соответствовало бы возможностям каждого ребенка с ОВЗ.
Инклюзивное образование признано более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОВЗ, но и нормально развивающихся детей. Инклюзия дает право на образование каждому ребенку независимо от индивидуальных особенностей. В связи с этим особую актуальность приобретает создание инклюзивной образовательной среды в каждом образовательном учреждении, где обучаются или воспитываются дети с ОВЗ.
Инклюзивное образование представлено как организация совместного, то есть в рамках одной школьной группы, воспитания и обучения детей ОВЗ и детей без таких ограничений. Комплексное сопровождение выступает как неотъемлемый элемент инклюзивного образования и предполагает командный способ работы специалистов разного профиля в решении задач развития, самореализации всех участников образовательного процесса.
В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику, увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда. Целью работы было изучить организацию логопедической работы в условиях специального образования. В ходе работы мы пришли к следующим выводам.
Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании имеет важное значение, так как направлена не только на преодоление имеющихся речевых нарушений у детей с ОВЗ, но и на их успешную адаптацию в образовательном пространстве.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией деятельности детей в период их пребывания в образовательной организации, правильном распределении нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей и педагогов.
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов образовательной организации: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у учащихся предполагает такую организацию деятельности педагогов, при которой в образовательной организации создаются необходимые условия для оптимального речевого развития детей; взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с семьями учащихся с ОВЗ. Учитывая выделенные обобщения, нами было выполнено полное описание специфики профессиональной деятельности учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования, а также составлены методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в условиях инклюзивной практики.
Читать дальше
1. Антипова, Ж.В. Условия включения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольное общеобразовательное учреждение [Текст] / Ж. В. Антипова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011. – 356 с.
2. Вакуленко, Л.С. Организация работы дошкольного логопедического пункта [Текст]: методическое пособие / под. ред. Л. С. Вакуленко. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 176 с.
3. Ведихова, Д.С. Развитие инклюзивного образования в России [Текст] / Д. С. Ведихова // Известия ДГПУ. – № 2. – 2011. – С. 44-49.
4. Волосовец, Т.В. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении [Текст]: методические рекомендации / под. ред. Т. В. Воловец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010. – 30 с.
5. Всемирная декларация об образовании для всех. Принята ЮНЕСКО от 09.03.1990 № б/н [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_85619 (дата обращения: 22.03.17).
6. Медникова, Л.С. Инклюзивный подход в современном российском образовательном пространстве: история, проблемы и перспективы [Текст] / Л. С. Медникова, М.А. Пономарева // Социокультурная интеграция и специальное образование. – М., 2015. – С. 72-80.
7. Микляева, Н.В. Ребенок в интегрированной группе. Методические рекомендации [Текст] / под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
8. Морозова, В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций [Текст] / В. В. Морозова. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2014. – 96 с.
9. Олтаржевская, Л.Е. Теория и практика формирования адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. Е. Олтаржевская. – М.: МГПУ, 2012. – 130 с.
10. Приходько, О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательное пространство [Текст]: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов 81 образовательных организаций / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
11. Савинова, Е.А. Инклюзивное образование как современный подход к обучению детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е. А. Савинова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 91-95.
12. Семаго, Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов [Текст] / Н. Я. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
13. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А. С. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
14. Смирнова, С.А. Условия осуществления комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях [Текст] / С. А. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 7. – С. 183-189.
Читать дальше