В современных условиях хозяйствования, предпринимательство является одним из ключевых элементов в системе национального хозяйства. Небольшие размеры малых и средних предприятий позволяют своевременно отвечать на изменяющиеся условия рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки ассортимента продукции. Помимо всего прочего, узкая специализация на определенном рынке товаров и услуг – это возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом.
Малое и среднее предпринимательство выступает одним из основных сегментов рыночной экономики, оказывающих существенное влияние на развитие народного хозяйства, рост конкурентоспособности отрасли, активизацию внедрения инноваций, создание рабочих мест и обеспечение существенной доли населения доходами, предоставление социальной защиты и повышение благосостояния населения. Следовательно, от степени эффективности функционирования МСП в стране во многом зависят темпы экономического роста и структура ВВП.
Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших. Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны.
Малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики, наполняя рынок разнообразием товаров и услуг, создавая здоровую конкурентную среду и обеспечивая занятость населения. Рассматривая динамику малых предприятий в статистике по России, можно отметить прирост числа предприятий более чем на 30 % за последние 5 лет.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль не только в достижении экономического успеха, высоких темпов роста производства, но и выступает основой инновационного развития экономики. Способность малого и среднего бизнеса быстро приспосабливаться, а также возможность массового охвата почти видов деятельности и сфер рынка гарантируют стабильность развития экономики и способствуют устойчивости политического климат.
Малому предпринимательству присущи гибкость и большая степень приспособляемости к переменам рыночных конъюнктур, что, как правило, обеспечивает стабилизацию экономического процесса страны. Перемены в технологиях и структурах отраслей экономики и промышленности благодаря малому бизнесу ускоряют процессы перераспределения капитала из старых отраслей в более перспективные. Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по России неравномерно. Наибольшее их количество представлено в Центральном федеральном округе – 35%, то есть треть всех субъектов малого и среднего бизнеса. Почти 40% от общего числа субъектов малого и среднего бизнеса России осуществляет свою деятельность в оптовой и розничной торговле. Около 20% приходится на отрасль операций с недвижимостью. Субъекты малого и среднего бизнеса из отрасли обрабатывающих производств и строительства занимают 10% и 12% соответственно.
Таким образом, сегодня со стороны государства крайне необходимо принять меры, направленные на стимулирование развития предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики. Еще одним перспективным направлением поддержки предпринимательства может быть стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. На сегодняшний день существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции могут быть самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России - сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. Предпринимательство действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Для улучшения состояния малого бизнеса в России, нужно решать в совокупности и внутренние, и внешнее проблемы. Небольшие компании станут «двигателем экономики», только при совместной работе органов государственной власти, которым необходимо принимать законопроекты, оптимизирующие налогообложение для малого бизнеса, делающие финансовые ресурсы и страховые услуги более доступными, и предпринимателей, которым необходимо повышать компетенцию в вопросах менеджмента и маркетинга, для успешного развития созданного предприятия. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в настоящее время роль предприятий малого и среднего бизнеса в российской экономике крайне мала по сравнению с другими странами мира. Одной из важнейших мер поддержки МСБ со стороны государства являются специальные программы льготного финансирования «старта» и развития малых предприятий.