Введение 6
1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у студентов колледжа 8
1.1 Сущность здорового образа жизни в психолого-педагогическом знании 8
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни у студентов колледжа 14
1.3 Методика формирования ЗОЖ у студентов в профессиональных образовательных организациях 16
2. Методическое обеспечение формирования здорового образа жизни у студентов в средних профессиональных образовательных организациях 20
2.1 Специфика формирования ЗОЖ колледжа 20
2.2 Исследование отношения студентов колледжа к здоровому образу жизни 27
2.3 Разработка методического обеспечения формирования здорового образа жизни у студентов колледжа – конспекты воспитательных мероприятий, методические рекомендации для преподавателей колледжа 28
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38
Читать дальше
Таким образом, можно сделать следующие выводы, здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Воспитание у студентов здорового образа жизни – это процесс, направленный на формирование твердых убеждений в необходимости развития и удовлетворения физических и духовных потребностей в учебе, труде, быте, активном отдыхе. В этих условиях состояние здоровья студентов является показателем их общекультурного развития, важнейшей ценностной ориентацией, обладает большой социальной значимостью.
Интенсивная умственная нагрузка студентов в сочетании с недостаточным двигательным режимом нередко приводит к патологическим изменениям в состоянии здоровья. Все это повышает потребность в здоровом образе жизни: укреплении здоровья, закалывании, разностороннем физическом совершенствовании.
Для формирования у студентов здорового образа жизни должны быть решены следующие основные задачи:
- активная пропаганда физической культуры и спорта;
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для студентов: организация клубных занятий в спортивных секциях и группах оздоровительного направления, обеспечение высокого качества оказываемых физкультурных услуг;
- реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий на факультетах, в студенческих общежитиях;
- развитие многообразных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности студентов;
- приобщение студентов к самостоятельным занятиям спортом, использование полученного ими опыта в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности;
- развитие материальной базы для занятий массовым спортом в вузе, включая реконструкцию простейших спортивных сооружений;
- создание и совершенствование системы подготовки студентов-спортсменов для успешного участия в соревнованиях городского и республиканского масштаба;
- обеспечение подготовки, стимулирования деятельности общественных организаторов физической культуры;
- обобщение и распространение практического опыта работы (секрета мастерства) руководителей физкультурно-спортивных клубов по видам спорта, заместителей деканов по спорту, председателей спортивных секторов общежитий, капитанов команд.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: необходима целенаправленная работа по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья студентов, формированию здорового образа жизни и потребности в нём. Такая работа должна осуществляться за счет вовлеченности студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность. Это возможно, например, посредством нахождения форм занятий и соревнований, позволяющих каждому студенту попытаться реализовать собственные потребности в движении; необходимо донести до студентов взаимосвязь занятий физической культурой с главными объектами заботы о физическом состоянии, приоритетными ценностями здорового образа жизни. Это позволит сформировать у студентов потребность заниматься физическими упражнениями на протяжении всей последующей жизни, осознать, что это необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Читать дальше
1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения: / М.М. Анцибор. - Тула, 2018. - 192 с.
2. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман. - 2-е изд., стер. - Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2018. - 247 с.
3. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2018. - 937 с.
4. Белашева, И.В. Технологии формирования модели безопасного поведения : учебное пособие / Д. А. Ершова, М. Л. Есаян, И. В. Белашева. — Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017. — 166 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие/ Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург, 2016. - 304 с.
6. Возьмитель, А.А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России : учебное пособие / А.А. Возьмитель. - Москва : Ин-т социологии РАН, 2018. – 228 с.
7. Возьмитель, А.А. Образ жизни : теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // СОЦИС : социологические исследования. – 2019. –№8. – С. 58-64.
8. Грани педагогической безопасности: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург /сост. и ред. Гафнер В.В., Павлова А.Н. - ФГБОУ ВО «УрГПУ», Екатеринбург, 2017. – 200 с.
9. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. – Москва : изд-во «Флинта». 2018. – 203 с.
10. Гун, Г.Е. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: учебник / Г.Е. Гун. – Москва : Русское слово , 2019. – 129 с.
11. Гуружапова, В.А. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / В. А. Гуружапова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 493 с.
12. Данилова, Н.Н. «Психофизиология: учебник для вузов» 7. Н.Н. Данилова. - Москва: Аспект Пресс, 2018. - 373 с.
13. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин. - Ростов - на - Дону, 2018. - 320 с.
14. Кузнецова, Н.В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 252 с.
15. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности: пособие для школьной администрации, методистов, педагогов / В.М. Лизинский. - Москва, 2019. - 160 с.
Читать дальше