Введение 3
Глава 1.Роль и значение «тыла» в жизни страны в условиях военного времени 6
1.1. Перевод экономики страны на военные нужды фронта 6
1.2. Основные направления помощи фронту со стороны «тыла» 10
Глава 2. Информационная кампания в советских СМИ по освещению деятельности тыла в годы войны 18
2.1. Советские СМИ как инструмент общественной пропаганды и воспитания в годы войны 18
2.2. Начало информационной кампании в СМИ по освещению трудовых подвигов тыла 21
Глава 3. Основные направления трудовых подвигов тыла в освещении СМИ 27
3.1. Освещение важнейших трудовых подвигов рабочих и крестьян в советских СМИ 27
3.2. Образ женщин и детей как тружеников тыла в советских СМИ 32
Заключение 38
Список источников и литературы 40
Приложение 1 43
Читать дальше
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
С началом Великой отечественной войны важнейшей задачей Правительства СССР стал перевод экономики страны на «военные рельсы». В короткий срок необходимо было поменять как географическую структуру производства (перевести промышленные предприятия на восток, в глубокий тыл), так и отраслевую (перепрофилировать гражданские предприятия на выпуск военной продукции). Такая задача, поставленная в короткие сроки, требовала колоссального напряжения общественных, финансовых, государственных ресурсов. В условиях военного времени резко возросли потребности страны, фронта в продовольствии, боеприпасах, вооружении, лекарствах и т.д. При этом количество рабочей силы в тылу стремительно сокращалось из-за массовой мобилизации взрослого мужского населения.
Тыл СССР решал большое количество задач по обеспечению всем необходимым Красной армии. По всей стране в самых разных направлениях начинают происходить акции, соревнования, события, посвященные помощи фронту силами людей, оставшихся в тылу. Переработка плана, сдача личных ценностей, участие в общественных работах, донорство, все эти мероприятия были необходимы для восполнения бюджета страны (на часть денег закупалась вооружение и медикаменты у зарубежных стран), а также для физического обеспечения воюющих бойцов на фронте.
С самого начала войны СМИ, как элемент советского общества, максимально включаются в «работу для победы». С июня 1941 г. произошла серьезная реорганизация СМИ, с целью эффективного выполнения их текущей главной задачи - информированию населения о военных действиях и формирование патриотического настроя среди советского общества и веры в победу. Была создана специальная структура Советское информационное бюро, которое контролировало и предоставляло населению самые важные новости с фронта и из жизни страны.
Правительство СССР сразу же определило СМИ в условиях войны, как важнейший инструмент пропаганды и формирование нужного общественного мнения. Все информационные сообщения газет и радио теперь работали в строгом соответствии с директивами коммунистической партии и Правительства. С самых первых дней и недель войны, помимо новостей с фронта, советские СМИ стали активно транслировать призывы к участию в различных акциях для помощи фронту. А для того, чтобы эти призывы и агитация были более действенны, газеты и радио публиковали информацию о успешном, передовом опыте отдельных рабочих, колхозников.
Советские люди активно включались в проведение различных акций и мероприятий, направленных на помощь фронту. СМИ, в свою очередь, активно освещали включение советских граждан в различные кампании по сбору помощи. Советский человек в СМИ представал как трудолюбивый, самоотверженный работник, готовые отдать последние личные накопления и работать в максимальную силу для приближения победы.
СМИ рассказывали о самых разных помощниках фронта. В центре внимания прессы были рабочие крупных заводов, производившие нужное оборудовании, оружие и боеприпасы для фронта. Показывался самоотверженный труд советских колхозников
Такая агитация и представления в СМИ имела достаточно большой успех. Люди в тылу активно откликались на все начинания партии и правительства для помощи фронту, что в немалой степени способствовало приближению победы в войне.
Читать дальше
Источники
1. Валутин В. Школьники на полях совхозов // Горьковская коммуна. - 1943.- 18 июня. - С.2.
2. Взносы горьковчан на строительство вооружений // Горьковская коммуна. - 1943. - 13 янв. - С.2.
3. Все для фронта. Все для победы //Кувшиновский рабочий. -1942.- 27 декабря.- С. 4.
4. Женщины на поддержку героической Красной Армии //Магнитогорский рабочий. 08.09.1941.- С.3.
5. Из истории Великой Отечественной войны. Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) 29 июня 1941 г. // Известия ЦК КПСС. – 1991. – № 6. – С. 218–220.
6. Наши рубли обратятся в грозное оружие ⁄⁄ Горьковская коммуна. - 1943. - 5 июня. - С. 2.
7. Пионер, работай в поле // Пионерская правда.- 26.06.1941. - №75. С.3.
8. Самоотверженность в труде, беззаветный трудовой героизм – вот что нужно для полного разгрома врага// Советская Сибирь. -03.07.1941. - С.3.
9. Сообщения Советского Информбюро. - М., 1944-1945. - Том 1. Июнь—декабря 1941 года. - М., 1944. - 456 с.
10. Тыл Вооруженных сил в документах: Велик. Отечеств. война (1941-1945 гг.) / М-во обороны Рос. Федерации /Отв. ред. - В.И Исаков. -М., 2000. - 719 с.
11. Тыл фронту: Сб. воспоминаний, очерков, документов, писем. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. - 284 с.
Литература
12. Бочков Е.А., Колесник М.И., Щербаков Ю.В. Вклад Тыла Красной армии в достижение победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)/XIV Вишняковские чтения «Никто не забыт, ничто не забыто...». Материалы международной научной конференции.- СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2011. - С.22-33.
13. Бухарев К. Дети-рабочие в СССР во время войны Электронный ресурс.- Режим доступа: https://statehistory.ru/1587/Deti-rabochie-v-SSSR-vo-vremya-voyny/ (дата обращения: 16.12.2021)
14. Галимуллина Н.М. О пропагандистских аспектах журналистики периода Второй мировой войны//PR и реклама: традиции и инновации.- 2014.- №1.- С. 15-20.
15. Давыдов А.Ю., Баландина О.А. Труженики советского тыла в сводках Совинформбюро: камуфлирование информации и методы пропаганды /Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции.- СПб.: Ленинградский государственный университет им А.С. Пушкина, 2016.- С. 97-103.
16. Жукова О.Г. Социокультурная политика СССР в годы Великой Отечественной войны // Власть. - 2011.- № 8. С. 142-144.
17. Киселев К.В. СМИ как инструмент военно-патриотического воспитания в 1941-1945 годы// Политическая система России и этатизм современного общества. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018.- С. 201-208.
18. Никулина Н.Ю., Сорока З.Н. Советское информационное бюро в годы Великой Отечественной войны (анализ источников) // Проблемы источниковедения и историографии: сб. науч. тр. – Калининград, 1999. – С. 58–64.
19. Серегина Л. В. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны //Журнал российского права.- 2010.- №8. С.139-148.
20. Советская пресса как источник роста трудовой активности колхозного крестьянства в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области)//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2021.-№3. - С.59-70
21. Центральная периодическая печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / И.И. Широкорад; Гос. ун-т по землеустройству и др. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2001. - 330 с.
22. Шестакова Е.В, Наумова Н.Н. Героический подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны в портретах /Труды БрГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2015.- С. 264-266.
Читать дальше