Введение 3 Глава 1.Роль и значение «тыла» в жизни страны в условиях военного времени 6 1.1. Перевод экономики страны на военные нужды фронта 6 1.2. Основные направления помощи фронту со стороны «тыла» 10 Глава 2. Информационная кампания в советских СМИ по освещению деятельности тыла в годы войны 18 2.1. Советские СМИ как инструмент общественной пропаганды и воспитания в годы войны 18 2.2. Начало информационной кампании в СМИ по освещению трудовых подвигов тыла 21 Глава 3. Основные направления трудовых подвигов тыла в освещении СМИ 27 3.1. Освещение важнейших трудовых подвигов рабочих и крестьян в советских СМИ 27 3.2. Образ женщин и детей как тружеников тыла в советских СМИ 32 Заключение 38 Список источников и литературы 40 Приложение 1 43

Образ труженников тыла в Советских СМИ периода Великой Отечественной войны 1941 1945 гг

курсовая работа
История
40 страниц
21% уникальность
2021 год
16 просмотров
Чеснакова А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Роль и значение «тыла» в жизни страны в условиях военного времени 6 1.1. Перевод экономики страны на военные нужды фронта 6 1.2. Основные направления помощи фронту со стороны «тыла» 10 Глава 2. Информационная кампания в советских СМИ по освещению деятельности тыла в годы войны 18 2.1. Советские СМИ как инструмент общественной пропаганды и воспитания в годы войны 18 2.2. Начало информационной кампании в СМИ по освещению трудовых подвигов тыла 21 Глава 3. Основные направления трудовых подвигов тыла в освещении СМИ 27 3.1. Освещение важнейших трудовых подвигов рабочих и крестьян в советских СМИ 27 3.2. Образ женщин и детей как тружеников тыла в советских СМИ 32 Заключение 38 Список источников и литературы 40 Приложение 1 43
Читать дальше
Актуальность темы исследования определяется тем, что Великая отечественная война стала центральным и самым тяжелым событием за время существования СССР. Победа в данной войне была достигнута огромными человеческими, финансовыми, материальными жертвами. Значимую роль в этой победе сыграл тыл Красной армии, а в организации и функционировании тыла - СМИ, которые занимались активной пропагандой и освещением всех трудовых подвигов советского народа. Президентом России В.В. Путиным сегодня поставлена задача сохранения исторической памяти о Великой отечественной войне. Поэтому изучение формирования образа тружеников тыла в Советских СМИ периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. будет способствовать более адекватной оценки той роли, которую сыграли труженики тыла в великой Победе. Объект исследования - образ тружеников тыла в годы Великой отечественной войны. Предмет исследования - особенности и характер изображения образа тружеников тыла в СМИ в период Великой отечественной войны в 1941-1943 гг.


Не знаете, где делают контрольные на заказ в Томске ? Обратитесь за помощью в Work5.


Цель работы - раскрыть особенности отображения тружеников тыла в советских СМИ в первый период Великой Отечественной войны в 1941- 1943 гг. Данная цель определила следующие задачи исследования: 1) раскрыть процесс перевода экономики страны на военные нужды фронта; 2) выделить основные направления помощи фронту со стороны «тыла»; 3) показать начало информационной кампании в СМИ по освещению трудовых подвигов тыла; 4) оценить советские СМИ как инструмент общественной пропаганды и воспитания в годы войны; 5) показать освещение важнейших трудовых подвигов рабочих и крестьян в советских СМИ; 6) раскрыть образ женщин и детей как тружеников тыла в советских СМИ. При написании работы использовались разнообразные источники и литература. Среди основных источников в работе можно выделить материалы СМИ, которые и показывали образы советских тружеников тыла в годы Великой отечественной войны. Сводки Советского информбюро [9] были главной новостью на протяжении всех дней войны. В них сообщалось только о важнейших трудовых подвигах людей. Они показывают общий характер и тенденции освещения тыловых событий со стороны руководства страны. Материалы газет, как общесоюзных (Пионерская правда [7]), так и региональных (Горьковская коммуна [1, 2], Магнитогорский рабочий [3], Советская Сибирь [8] Кувшиновский рабочий [3]) дали фактологический материал для анализа образа тружеников тыла в годы Великой отечественной войны. К важным источникам для написания работы следует отнести сборник документов об организации тыла Красной армии [10]. А также издание «Тыл фронту», где собрано много архивных документов, воспоминаний, писем фронтовых деятелей.[11] Среди научной литературы можно отметить научные статьи Е.А. Бочкова и соавторов [12], Ю.А. Давыдова [15] В данных статьях отражается характер и особенности освещения деятельности тыла в советских СМИ в годы войны. Ценными для исследования были работы Н.Ю. Никулина [18], И.И. Широкограда [21]. В этих работах раскрывается структура, функционирование, основные направления деятельности советских средств массовой информации в годы войны. При написании работы были использованы разнообразные методы исследования, как общенаучные, так и специальные. Среди общенаучных методов можно выделить использование методов анализа и синтеза, при которых освещение СМИ участников тыла рассматривалось как совокупность политических, экономических и социальных процессов, происходящих в стране. Сравнительный метод использовался при сопоставлении отражения различных социальных групп, возрастов в СМИ в годы войны. Деятельность СМИ как агитатора и пропагандиста, рассматривалась в рамках системного подхода - как результат взаимодействия отдельных государственных структур, крупнейших хозяйствующих субъектов и широких кругов общественности. К специальным методам исследования можно отнести историко-генетический метод, который позволил рассматривать деятельность СМИ по освещению тружеников тыла в исторической динамике развития, от ее зарождения в июне 1941 г. до начала коренного перелома в войне над Германией в 1943 г. Структура работы представлена введением, основной частью (состоящей из трех глав и шести параграфов), заключением, списком источников и литературы, приложением

Читать дальше
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. С началом Великой отечественной войны важнейшей задачей Правительства СССР стал перевод экономики страны на «военные рельсы». В короткий срок необходимо было поменять как географическую структуру производства (перевести промышленные предприятия на восток, в глубокий тыл), так и отраслевую (перепрофилировать гражданские предприятия на выпуск военной продукции). Такая задача, поставленная в короткие сроки, требовала колоссального напряжения общественных, финансовых, государственных ресурсов. В условиях военного времени резко возросли потребности страны, фронта в продовольствии, боеприпасах, вооружении, лекарствах и т.д. При этом количество рабочей силы в тылу стремительно сокращалось из-за массовой мобилизации взрослого мужского населения. Тыл СССР решал большое количество задач по обеспечению всем необходимым Красной армии. По всей стране в самых разных направлениях начинают происходить акции, соревнования, события, посвященные помощи фронту силами людей, оставшихся в тылу. Переработка плана, сдача личных ценностей, участие в общественных работах, донорство, все эти мероприятия были необходимы для восполнения бюджета страны (на часть денег закупалась вооружение и медикаменты у зарубежных стран), а также для физического обеспечения воюющих бойцов на фронте. С самого начала войны СМИ, как элемент советского общества, максимально включаются в «работу для победы». С июня 1941 г. произошла серьезная реорганизация СМИ, с целью эффективного выполнения их текущей главной задачи - информированию населения о военных действиях и формирование патриотического настроя среди советского общества и веры в победу. Была создана специальная структура Советское информационное бюро, которое контролировало и предоставляло населению самые важные новости с фронта и из жизни страны. Правительство СССР сразу же определило СМИ в условиях войны, как важнейший инструмент пропаганды и формирование нужного общественного мнения. Все информационные сообщения газет и радио теперь работали в строгом соответствии с директивами коммунистической партии и Правительства. С самых первых дней и недель войны, помимо новостей с фронта, советские СМИ стали активно транслировать призывы к участию в различных акциях для помощи фронту. А для того, чтобы эти призывы и агитация были более действенны, газеты и радио публиковали информацию о успешном, передовом опыте отдельных рабочих, колхозников. Советские люди активно включались в проведение различных акций и мероприятий, направленных на помощь фронту. СМИ, в свою очередь, активно освещали включение советских граждан в различные кампании по сбору помощи. Советский человек в СМИ представал как трудолюбивый, самоотверженный работник, готовые отдать последние личные накопления и работать в максимальную силу для приближения победы. СМИ рассказывали о самых разных помощниках фронта. В центре внимания прессы были рабочие крупных заводов, производившие нужное оборудовании, оружие и боеприпасы для фронта. Показывался самоотверженный труд советских колхозников Такая агитация и представления в СМИ имела достаточно большой успех. Люди в тылу активно откликались на все начинания партии и правительства для помощи фронту, что в немалой степени способствовало приближению победы в войне.
Читать дальше
Источники 1. Валутин В. Школьники на полях совхозов // Горьковская коммуна. - 1943.- 18 июня. - С.2. 2. Взносы горьковчан на строительство вооружений // Горьковская коммуна. - 1943. - 13 янв. - С.2. 3. Все для фронта. Все для победы //Кувшиновский рабочий. -1942.- 27 декабря.- С. 4. 4. Женщины на поддержку героической Красной Армии //Магнитогорский рабочий. 08.09.1941.- С.3. 5. Из истории Великой Отечественной войны. Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) 29 июня 1941 г. // Известия ЦК КПСС. – 1991. – № 6. – С. 218–220. 6. Наши рубли обратятся в грозное оружие ⁄⁄ Горьковская коммуна. - 1943. - 5 июня. - С. 2. 7. Пионер, работай в поле // Пионерская правда.- 26.06.1941. - №75. С.3. 8. Самоотверженность в труде, беззаветный трудовой героизм – вот что нужно для полного разгрома врага// Советская Сибирь. -03.07.1941. - С.3. 9. Сообщения Советского Информбюро. - М., 1944-1945. - Том 1. Июнь—декабря 1941 года. - М., 1944. - 456 с. 10. Тыл Вооруженных сил в документах: Велик. Отечеств. война (1941-1945 гг.) / М-во обороны Рос. Федерации /Отв. ред. - В.И Исаков. -М., 2000. - 719 с. 11. Тыл фронту: Сб. воспоминаний, очерков, документов, писем. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. - 284 с. Литература 12. Бочков Е.А., Колесник М.И., Щербаков Ю.В. Вклад Тыла Красной армии в достижение победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)/XIV Вишняковские чтения «Никто не забыт, ничто не забыто...». Материалы международной научной конференции.- СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2011. - С.22-33. 13. Бухарев К. Дети-рабочие в СССР во время войны Электронный ресурс.- Режим доступа: https://statehistory.ru/1587/Deti-rabochie-v-SSSR-vo-vremya-voyny/ (дата обращения: 16.12.2021) 14. Галимуллина Н.М. О пропагандистских аспектах журналистики периода Второй мировой войны//PR и реклама: традиции и инновации.- 2014.- №1.- С. 15-20. 15. Давыдов А.Ю., Баландина О.А. Труженики советского тыла в сводках Совинформбюро: камуфлирование информации и методы пропаганды /Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции.- СПб.: Ленинградский государственный университет им А.С. Пушкина, 2016.- С. 97-103. 16. Жукова О.Г. Социокультурная политика СССР в годы Великой Отечественной войны // Власть. - 2011.- № 8. С. 142-144. 17. Киселев К.В. СМИ как инструмент военно-патриотического воспитания в 1941-1945 годы// Политическая система России и этатизм современного общества. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018.- С. 201-208. 18. Никулина Н.Ю., Сорока З.Н. Советское информационное бюро в годы Великой Отечественной войны (анализ источников) // Проблемы источниковедения и историографии: сб. науч. тр. – Калининград, 1999. – С. 58–64. 19. Серегина Л. В. Трудовое право в годы Великой Отечественной войны //Журнал российского права.- 2010.- №8. С.139-148. 20. Советская пресса как источник роста трудовой активности колхозного крестьянства в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области)//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2021.-№3. - С.59-70 21. Центральная периодическая печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / И.И. Широкорад; Гос. ун-т по землеустройству и др. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2001. - 330 с. 22. Шестакова Е.В, Наумова Н.Н. Героический подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны в портретах /Труды БрГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2015.- С. 264-266.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Незаконный отказ и уклонение от созыва общего собрания акционеров (участников) корпорации: вопросы защиты прав заинтересованных лиц
Количество страниц:
20
Оригинальность:
46%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
реферат
История роли культурных символов в жизни японцев (Р.Бенедикт «Хризантема и меч»)
Количество страниц:
8
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Современная кредитная система. Её структура и механизм функционирования.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image