Введение 3 1. Понятие группы, развитие и классификация групп 5 2. Зарубежные социально-психологические подходы к проблеме развития группы 13 3. Отечественные социально-психологические концепции развития группы 20 Заключение 25 Список источников информации 27

Проблема развития группы в социальной психологии

курсовая работа
Психология
27 страниц
81% уникальность
2021 год
30 просмотров
Пепелина О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Понятие группы, развитие и классификация групп 5 2. Зарубежные социально-психологические подходы к проблеме развития группы 13 3. Отечественные социально-психологические концепции развития группы 20 Заключение 25 Список источников информации 27
Читать дальше
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема групп, в которые объединяются люди за всю свою жизнь – одна из важнейших проблем в социальной психологии. Уже с рождения человек находится в группах, которые влияют на него и дают информацию о внешнем мире. В разных обществах и в разные эпохи люди постоянно стремятся к включению, к членству, к принятию в группы, а не к изоляции и отвержению. Как заключают Рой Баумейстер и Марк Лири, у людей есть потребность в принадлежности: «всепроникающее стремление к формированию и поддержанию, хотя бы минимального количества длительных, позитивных и эффективных межличностных отношений» [3, c.502]. И большинство удовлетворяет эту потребность, присоединяясь к группам. Проблематика исследования развития группы в социальной психологии состоит в том, что группу необходимо рассматривать в единстве пространства и времени ее существования, деятельности и взаимодействия ее участников, а также особенностей межличностного взаимодействия между ними. В связи с этим, актуальность темы определяется существующими потребностями более глубокого исследования развития группы, и способов перехода группы от одной стадии к другой, более развитой. Предмет исследования: особенности развития социальных групп.


Боитесь заказать диссертацию по политологии? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!


. Цель данной работы: анализ проблемы развития группы в социальной психологии. Задачи работы:  Дать определение понятиям «группа» и «групповая динамика».  Изучить социально-психологические концепции развития групп за рубежом.  Изучить отечественные социально-психологические концепции развития группы. Теоретической основой исследования послужили работы Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской, М.Р. Лири, Л.И. Уманского, Г. М. Андреевой, В.Д Скотта, Т.Р. Митчелла, Б.В.Токмана и других исследователей, проанализировавших процессы формирования и развития групп. Практическая значимость материалов курсовой работы заключается в том, что данные, полученные в ходе анализа работы исследователей, могут быть использованы в различных областях практической социальной психологии для объяснения и систематизации групповых процессов.

Читать дальше
В заключение можно сделать несколько выводов: 1.Проблема развития группы как одной из важнейших форм социального объединения людей в процессе взаимодействия, общения и совместной деятельности в социальной психологии занимает большое место. Под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства. Группа оказывает определенное влияние на развитие личности человека. В этой связи невозможно понять человека, изучить процессы его становления и развития как личности без анализа тех групп, членами которых он является. С другой стороны, группа представляет собой не только совокупность людей, объединенных общей целью и деятельностью, но связанных между собой общими ценностными ориентирами. Групповая динамика рассматривает внутренние изменения, которые происходят в результате внешних и внутренних воздействий, влияющих на группу в целом, и реакцию членов группы в отдельности. Группы развиваются. В первую очередь они формируются, а затем проходят стадии, которые могут привести к распаду группы или ее возрождению из новых подходов. Также меняется положение людей в группе. То, что происходит в группах и между группами, во многом определяется конкретным моментом, когда группа находится в своем развитии. 2.В рамках социальной зарубежной психологии, группа исследуется как самостоятельный субъект, имеющий свою индивидуальную модель развития, обоснованную особенностями цели создания группы и спецификой деятельности ее участников. К механизмам развития группы в зарубежной психологии принято причислять конструктивное разрешение внутригрупповых конфликтов и противоречий, влияние меньшинства, «психологический обмен», при котором группа наделяет более высоким статусом, это особенно видно в исследованиях развития группы Б.В.Токмана. В отечественной социальной психологии, теория групп больше ориентирована на коллективизм, как в концепции Л.И.Уманского. Она Ценностно-ориентирована на единство и является следствием активной совместной деятельности членов группы. Здесь именно сплоченность способствует росту и развитию группы и ее участников.
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 228 с. 2. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. Изд. второе. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288с. 3. Баумейстер, Р.Ф., и Лири, М.Р. Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная мотивация человека. Психологический бюллетень, 117, 2019, 497–529 с. 4. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. 142 с. 5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с. 6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 5—34, 72—83. 7. Лири, М. Р. и Баумейстер, РФ (2000). Природа и функция самооценки: теория социометра. Успехи экспериментальной социальной психологии, 32, 1–62 с. 8. Маллен Б., Дрискелл Дж. Э. и Салас Е. Метаанализ и изучение групповой динамики. Групповая динамика: теория, исследования и практика, 2, 2018,213–229 с. 9. Морленд, Р.Л. (1987). Формирование малых групп. Обзор личности и социальной психологии, 8, 80–110 с. 10. Петровский А.В. Социальная психология: учебное пособие/ А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1987. - 224с. 11. Пырьев, Е. А., Психология малых групп: учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 420 с. 12. Уильямс, К.Д. Остракизм. Ежегодный обзор психологии, 58, 2017, 425–452 с. 13. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1977 - 290 с. 14. Устинова Ю.Ю. Индивидуальность малой группы как социально-психологическое явление: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2003-23 с. 15. Фопель Клаус В. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практ. пособие: Пер. с нем / К.В. Фопель. 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. - 253 с. 16. Фестингер, Л. Теория процессов социального сравнения. Человеческие отношения, 7 ,2017, 117–140 с. 17. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. М.: Просвещение, 1989. 448 с. 18. Janis, I. L. (1982). Groupthink: Psychological Studies of Policy Decisions and Fiascos. Boston: Houghton Mifflin. [Электронный ресурс], режим доступа: 420 с. (дата обращения 1512,2021) https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=2122583 19. Tuckman, B. W. (1965). Developmental sequences in small groups. Psychological Bulletin, 63, 384–399. [Электронный ресурс], режим доступа: https://web.mit.edu/curhan/www/docs/Articles/15341_Readings/Group_Dynamics/Tuckman_1965_Developmental_sequence_in_small_groups.pdf (дата обращения 1512,2021) 20. Tuckman, B. W., & Jensen, M. A. C. (1977). Stages of small group development revisited. Group and Organizational Studies, 2, 419–427. [Электронный ресурс], режим доступа: http://faculty.wiu.edu/P-Schlag/articles/Stages_of_Small_Group_Development.pdf (дата обращения 15.12.2021) 21. Moreland, R. L., & Levine, J. M. (1982). Socialization in small groups: Temporal changes in individual-group relations. Advances in Experimental Social Psychology, 15, 137–192. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.scirp.org/(S(351jmbntvnsjt1aadkposzje))/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1199616 (дата обращения 15.12.2021) 22. McGrath, JE, & Tschan, F. (2004). Temporal Matters in the Study of Work Groups in Organizations 161 с. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/232859379_Temporal_Matters_in_the_Study_of_Work_Groups_in_Organizations(дата обращения 15.12.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда
Количество страниц:
55
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Аудит
курсовая работа
Разработка учебно-методических материалов для развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках английского язык
Количество страниц:
38
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
ПОНЯТИЕ ГАБИТОСКОПИИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Количество страниц:
26
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image