Ищете написание курсовых работ на заказ? отзывы о Work5 помогут сделать правильный выбор.
Федорова относит независимость и ориентацию на достижения к присущим творческой личности качествам [5]. В 2011 году креативные решения и инновации в нашей стране были названы ключевыми факторами долгосрочного успешного развития страны, которые должны обеспечить высокий уровень благосостояния населения и укрепить геополитические позиции России в мире. Студенческий возраст - это этап жизни, который описывает переход от зависимого детства к независимой взрослой жизни, что подразумевает, с одной стороны, завершение физического, особенно полового созревания, а с другой стороны, достижение социальной зрелости. Студенческая среда не свободна от конфликтных ситуаций, здесь возникает много разных проблем. Они могут проходить непосредственно в учебном заведении или за его пределами. Проблемы, с которыми сталкиваются студенты, очень разнообразны и обширны. Однако стоит отметить, что они больше всего связаны с учебными и личными причинами психологического и социального характера. Люди не реагируют на все ситуации, каждый руководствуется своими принципами, идеалами и убеждениями. Это связано с тем, что движущей силой мировоззрения студентов являются их идеалы, качественно отличные от идеалов молодежи. Эта фаза личностного развития известна как формирование обобщенного идеала. У человека есть идеалы и убеждения, и он требует от других их соблюдения - это феномен юношеского максимализма. В то же время в студенческой среде существует потребность испытать новые впечатления, получить новый опыт, создать образ для успешного общения с другими и потребность в самовыражении. Чтобы удовлетворить все эти потребности, ученик должен пройти уровни глубокого внутреннего опыта. Молодые люди ищут благоприятные психологические условия для общения, ждут от окружающих искренности, сочувствия и сочувствия, ищут единомышленников - людей, которые могут разделить с ними проблемы студенческой жизни. Однако такое общение среди молодежи часто бывает эгоистичным, потому что желание выразить себя, донести свои проблемы перевешивает интересы и чувства другого. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях и, как следствие, к возникновению межличностных конфликтов в студенческой среде. Изучение этого возрастного периода проводили такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие. Несмотря на разнообразие исследований, проблема креативности в психологии еще далека от строгого научного описания. Чаще всего под творчеством понимается способность человека создавать продукты, которые отличаются новизной, вписываются в контекст и адаптированы к потребностям или запросам общества. Еще одна важная характеристика творчества человека - продвижение собственных идей в обществе. Также важно отметить разные формы креативности. Р. Штернберг, например, выделяет 8 уровней выражения творческих способностей посредством простой оптимизации и в среднем 4 уровня, противоположных изобретению принципиально нового продукта. В.Д. Шадриков также отмечает, что хотя результат креативного мышления реализуется, его механизмы бессознательны. Он показывает, что настоящая творческая деятельность возможна благодаря «единению сознания и подсознания через духовность», что в конечном итоге позволяет достичь сверхинтеллектуальной активности. Т. Леонтьев выделяет различные типы креативности и креативных решений сложных ситуаций или дилемм, например, в научной или социальной сфере, и «креативность» как общую стратегию личности. Он также упоминает устранение изначального противоречия между конфликтующими сторонами как творческое решение проблемы. Существует множество подходов к изучению креативности в отечественной и зарубежной психологии: психометрический, психофизиологический, когнитивно-эмоциональный, личностный, экономико-прагматический, атрибутивный и системный. С точки зрения психометрического подхода одним из способов определения концепции творчества является концепция дивергентного мышления, предложенная Д. Гилфордом (1950) в середине 20 века. Он исследует ряд характеристик креативной личности: широту мышления, гибкость как способность принимать во внимание различные и даже противоречивые решения, а также оригинальность этих решений. С точки зрения Д. Гилфорда, креативность - это сочетание этих качеств, и любой человек, в котором оно выражается, признается творческим. Таким образом, подход Д.Гилфорда позволяет измерить креативность личности с помощью психометрических процедур. В гуманистической традиции, в рамках личностного подхода, креативность связывается с самоактуализацией и определяется как некое спонтанное и естественное поведение, которое предполагает активность личности и достаточную мотивацию для завершения начатого. С этой точки зрения, творчество является частью человеческой природы и важным аспектом жизни личности. Следовательно, все люди обладают креативностью, а степень ее выраженности проявляется в широком многообразии форм и контекстов. Таким образом, была выдвинута следующая гипотеза исследования: Существует связь между уровнем креативности и конфликтности студентов: чем выше уровень креативности, тем чаще студент вовлекается в конфликтную ситуацию. Целью работы является изучение связи креативности и конфликтности студентов. В соответствии с целью и гипотезами в работе были поставлены следующие задачи: 1. Систематизировать накопленные в отечественной и зарубежной психологии данные о состоянии проблемы изучения креативности и конфликтности. 2. Рассмотреть основные исследования, посвященные взаимосвязи креативности и конфликтного поведения. 3. Выявить связь между уровнем креативности студентов и конфликтностью. 4. Выявить связь между креативностью студента и выбором стратегий совладающего поведения в ситуации конфликта. Предмет: связь креативности и конфликтности студентов. Объект: креативность и конфликтность. Методы и методики, использованные в исследовании: 1. Методика «Тест вербальной креативности» Д.Гилфорда. 2. Шкала «Креативность» методики «Самоактуализационный тест» А.Маслоу [30]. 3. Методика «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса [25]. 4. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, В. Н. Дунчев, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Л. Б. Ермолаева-Томина, Н. В. Гнатко, Д. Б. Богоявленская, Е. Л. Яковлева, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Де Боно, К. Роджерс, Н. Роджерс, Ф. Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхъюзен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.). Исследование было проведено среди студентов 2 и 4 курсов университетов Москвы. Всего приняло участие 140 студентов. Из них 60 студентов – 2 курса (25 юношей, 35 девушек), 80 студентов 4 курса (29 юношей, 51 девушек). Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Впервые теоретически и эмпирически обосновано исследование креативности как сложного явления, которое понимается в связи с дивергентным мышлением и частью самореализации в связи с конфликтным поведением. 2. Описана связь между креативностью и конфликтом у студентов, как с точки зрения использования методов опроса, так и с точки зрения наблюдения за поведением в смоделированной конфликтной ситуации. 3. Степень креативности впервые послужила предиктором частоты возникновения конфликтов и количества попыток решения. Достоверность и достоверность результатов исследования обеспечивалась тщательным анализом рассмотренных категорий; использование надежных и валидных психодиагностических методов, соответствующих цели, предмету и гипотезе исследования; правильное использование статистических методов для проверки полученных данных. Теоретическая и практическая актуальность исследования определяется результатами и выводами, полученными для выявления взаимосвязи между креативностью и конфликтом между студентами; материалы исследования могут быть использованы в руководствах для педагогических психологов в университетах по развитию творческих способностей, эффективному управлению конфликтами, оптимизации межличностного взаимодействия. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта проблема исследования, ее объект и предмет, поставлены цели и задачи. Первая глава раскрывает теоретические аспекты взаимосвязи креативности и конфликтности студентов. Во второй главе приведено эмпирическое исследование по теме работы. В заключении сделаны основные выводы. Список литературы представлен 54 источниками.