На протяжении последних десятилетий свободные экономические зоны и особые экономические зоны приобретают все более широкое распространение. Создание свободных экономических зон является одним из инструментов, используемых в международной практике для ускорения экономического роста и развития ключевых отраслей экономики. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее, Канаде, Финляндии, Греции, Турции, Израиле и других странах. При этом учитываются интересы государства и региона их размещения, тенденции мирового движения капиталов, а также принимаются во внимание критерии прибыльности и существенного социального эффекта.
Постановка и реализация таких актуальных и амбициозных задач в отечественной практике, как совершенствование структурной и предпринимательской политики, опережающее развитие локальных территорий, повышение темпов экономического роста требуют особого внимания к организации и развитию СЭЗ. Таможенная процедура СТЗ способствует ввозу иностранных товаров, при этом, не требуя уплаты таможенных платежей для выполнения операций по их использованию в пределах ОЭЗ. Перечень операций, допустимых в рамках рассматриваемой процедуры, представлен в нормативно-правовых актах ЕАЭС. В процессе исследования таможенной процедуры была выявлена отличительная особенность, которая заключается в том, что товары необходимо располагать и применять лишь в четко определенных границах СЭЗ. Кроме того, рассматривая СЭЗ считается и зоной таможенного контроля, в связи с чем возникают определенные требования к ее техническому оснащению. Существуют и свои особенности оформления таможенной декларации для таможенной процедуры СЭЗ. Так, установлен перечень лиц, которые могут действовать в роли декларанта. Необходимо при заполнении декларации предоставить всю информацию о товаре, включая и сведения, подтверждающие его показатели качества при идентификации. Таможенная декларация предоставляется в соответствующий таможенный орган для проверки.
Важной особенностью рассматриваемой процедуры СЭЗ считается тот факт, что товары в качестве цели применения имеют только реализацию потребностей резидентов свободной экономической зоны – их предпринимательской и другой деятельности, которая может быть установлена в рамках оформленных договоров, либо утверждена инвестиционной декларацией, либо конкретной предпринимательской программой. Однако нельзя забывать и об исключительных случаях, в число которых входят ситуации, при которых происходит размещение на территории СЭЗ товаров, основным предназначением которых считается деятельность нерезидентов. Для реализации таких условий нерезиденты должны оформить соответствующее соглашение с резидентами СЭЗ о предоставлении определенных видов услуг.
Несмотря на высокое экономическое значение, сегодня использование таможенной процедуры СТЗ не обходится без различных проблем. Так, в качестве одной из проблем можно выделить трудности, связанные с оснащением зоны таможенного контроля на территории ОЭЗ. Помимо этого, определенные трудности вызывает процесс идентификации составных частей состоящих из иностранных товаров, находящихся под действием таможенной процедуры СТЗ. Необходимо решать обозначенные проблемы с помощью разработки новых нормативно-правовых актов, применения современного оборудования, обучения сотрудников таможенных органов, взаимодействия резидентов с таможенными органами.