Любая контрольная на заказ в Тюмени доступна с помощью нашего сервиса.
.Б.Филичевой, Е.Ф.Соботович, Н.С.Жуковой, обобщены научные данные, отражающие этиологию и характер общего недоразвития речи у дошкольников, описаны его клинические проявления, выделены его уровни. Нарушение речи у детей носит системный характер, такие недостатки как нарушение эмоциональной сферы, недостатки в развитии высших психических и моторных функций, указывают на системный характер нарушения речевой деятельности. Отклонения в формировании высших психических функций (ВПФ) тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития, снижают его эффективность. Исследователи подчеркивают необходимость рассмотрения речевой недостаточности ребенка не изолированно, а во взаимосвязи с его индивидуальными особенностями развития, состоянием ВПФ, когнитивных процессов (Т.Н. Волковская, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский). Многие ученые (П.П. Блонский, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский) отмечают взаимосвязь речевых нарушений с состояниями высших психических функций, в том числе и с вниманием. Исследования процессов запоминания у детей с общим недоразвитием речи обнаруживают ее качественное своеобразие. Развитие психических функций у дошкольников является одной из проблем в вопросах обучения и воспитания детей. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются необходимые предпосылки для будущей успешной учебной деятельности, и именно данный возраст является важным периодом в жизни для активной подготовки к школе. Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребенка. Сегодня школа предъявляет детям достаточно высокие требования. Ребёнок должен иметь обширные познания о мире, уметь читать, считать и писать. Для овладения всеми этими навыками необходим высокий уровень развития высших психических функций, к которым относится речь. Но в последнее время число детей, которые имеют речевые нарушения, стремительно растет. Различные нарушения речи у детей сопровождаются несформированностью других психических функций. Одним из самых важных аспектов в развитии ребенка является развитие его внимания. Это связано с тем, что вся дальнейшая жизнь ребенка связана с большим количеством информации. Вопросами воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Р.Е. Левина, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и т.д. Они отмечали тесную взаимосвязь речи с мнестическими процессами. Вопросами об особенностях мнестических процессах взрослых и детей с нормальным развитием достаточно хорошо представлены в научных трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева. Анализ методического обеспечения показал, что существует необходимость в определении методов и приемов, которые можно использовать на логопедических занятиях с целью развития слухо-речевого внимания. Достаточное развитие слухо-речевого внимания влияет на усвоение лексической стороны речи детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому включение в образовательный процесс направления по развитию внимания является актуальным для детей с общим недоразвитием речи. Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось противоречие между необходимостью изучения слухо-речевого внимания и недостаточной разработанностью логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Проблема исследования заключается в необходимости поиска оптимального содержания логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях речевой общеразвивающей группы детского сада, которая предполагает совместную работу учителя-логопеда и воспитателя. Актуальность проблемы обусловила тему исследования: «Логопедическая работа по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием». Объект исследования: процесс развития слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности содержания логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематического недоразвития. Цель исследования: теоретически изучить содержание логопедической работы по развитию слухо-речевого внимания старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Гипотеза исследования: развитие слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием будет более успешным, если: изучить состояние слухо-речевого внимания у данной категории детей; определить методы и приемы развития слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить состояние слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3. Определить методы и приёмы развития слухо-речевого внимания у детей и проверить эффективность их включения в содержание логопедической работы. Методы исследования: Теоретические: анализ научной литературы, анализ документации, систематизация, классификация. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, методы количественной и качественной оценки. Теоретическая значимость: Изучены основные теоретические понятия: общее недоразвитие речи, слухо-речевое внимание. Уточнены основные положения изучения данного процесса у детей с нормой речевого развития и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Проанализирована и теоретически обоснована необходимость развития слухо-речевого внимания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в процессе коррекционно-развивающей работы. Практическая значимость исследования: определено состояние слухо-речевого внимания и параметры её недостаточности у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, рассмотрены методы и приемы развития слухо-речевого внимания. Этапы исследования: 1 этап: (сентябрь – ноябрь 2021 года) – изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, разработка научного аппарата, оформление теоретической части исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы. 2 этап: (декабрь 2021 – февраль 2022 года) – организовывалась и проводилась опытно-экспериментальные работы в образовательном учреждении 3 этап: (март – май 2022 года) – завершение опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов, формулировка выводов и оформление материалов эмпирической части исследования. База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Зоренька» городского округа Ступино Московской области. В эксперименте приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, из списка литературы.