Введение 3 Глава I. Анализ общей и специальной литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 5 1.1 Формирование познавательного интереса в онтогенезе 5 1.2 Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 8 1.3 Нарушение познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10 Глава II. Изучение состояния познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 14 2.1 Методики констатирующего эксперимента 14 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 16 Глава III. Методы и приёмы работы по формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23 Список источников информации 31 Приложения 36

«Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
86% уникальность
2021 год
40 просмотров
Меньшикова О.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Анализ общей и специальной литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 5 1.1 Формирование познавательного интереса в онтогенезе 5 1.2 Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 8 1.3 Нарушение познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10 Глава II. Изучение состояния познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 14 2.1 Методики констатирующего эксперимента 14 2.2 Результаты констатирующего эксперимента 16 Глава III. Методы и приёмы работы по формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 23 Список источников информации 31 Приложения 36
Читать дальше
Актуальность настоящего исследования определена тем, что изучение особенностей познавательной сферы учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР), а также своевременная коррекция имеющихся проблем в развитии внимания, памяти, мышления являются важнейшим условием в формировании и усвоении знаний, умений, навыков в учебном и воспитательном процессе. Поиски путей активизации познавательной сферы у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей.


Хотите узнать стоимость отчета по практике ? Рассчитайте стоимость в онлайн-калькуляторе на сайте Work5.


Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Особенно это важно на начальном этапе обучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения детей. Организуя весь процесс обучения, учитель должен активно и умело работать так, чтобы, с одной стороны, обогащать детей знаниями, а с другой – способствовать росту познавательной деятельности школьников. Вопросы проявления и развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития освещены в исследованиях Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, Е. А. Макеевой, Н. А. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. А. Власовой. Эти авторы рассматривают познавательный интерес преимущественно в рамках определения мотивации учения у школьников разного возраста. Они отмечают, что учебно–познавательная мотивация не является ведущей в системе учебных мотивов школьников с ЗПР. Она чаще связана с операционной стороной учебной деятельности. Объект исследования: познавательный интерес у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цель исследования: изучить формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Задачи исследования: – рассмотреть формирование, понятие познавательного интереса в онтогенезе; – выявить особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста; – раскрыть нарушение познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; – проанализировать методики исследования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; – провести экспериментальное исследование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития; – подобрать методы и приёмы работы по формированию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективно, если будут созданы следующие педагогические условия: личностно–ориентированное взаимодействие учителя и ученика при организации различных форм обучения, повышение самостоятельности и активности учеников. Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (опрос, тестирование, качественный и количественный анализ данных). Структура работы. Работа состоит из введения трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Таким образом, в педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным. Он позволяет выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения. Известно, что источником познавательного интереса является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательный интерес является природным проявлением ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими, параметрами Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы постоянное притяжение к этому объекту. У детей с ЗПР низкую познавательную активность обуславливает истощаемость психических функций, а снижение познавательной активности, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие и формирование высших психических функций. Низкая познавательная активность детей с ЗПР – источник низкой продуктивности в выполнении интеллектуальных заданий, отсутствия интереса, снижения необходимого уровня психического напряжения, сосредоточенности, от чего в значительной мере зависит успешность интеллектуальной деятельности. Анализ результатов исследования, показал, что познавательный интерес в исследуемом классе развит на недостаточно высоком для успешного обучения уровне. Основная масса учащихся с ЗПР – это дети со средним уровнем заинтересованности в учёбе. Школьники осознают, что нужно получать высокие оценки, но еще не понимают, что для этого нужно много трудиться и приобретать новые знания и умения. По результатам исследования нами разработана коррекционно-развивающая программа. Цель программы: коррекция и развитие познавательной и сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Одной из главных задач программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы. Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность обучающихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений. Перспективы дальнейшей разработки темы: разработать перспективный план для развития познавательного интереса с использованием дидактических игр. Таким образом, цель достигнута задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2012. – 177 с. 2. Булатова, О.В. Родительско–детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у м младших школьников с ЗПР : автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В. Булатова. – Н. Новгород, 2017. – 125 с. 3. Барташникова, И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – М.: Лабиринт, 2013. – 145 с. 4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с. 5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития: сб. науч. тр. – СПб: «Сфера», 2013. – 124 с. 6. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 40–44. 7. Данюшенков, В.С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении / В.С. Данюшенков. – Киров: «Радуга–ПРЕСС», 2016. – 195 с. 8. Дмитриенко, В.А. О психолого–педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко // Вестник ТГПУ Сер. 1. Педагогика. – 2014. – №4. – С. 7–82. 9. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: автореф. дис. … канд. психол. наук / И.М. Дмитриева. – Н. Новгород, 2013. – 24 с 10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – 2–е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 112 с. 11. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2013. – 124 с. 12. Землянухина, Т.М. Особенности формирования любознательности / Т.М. Землянухина // Дошкольное воспитание. – 2016. – №11. – С. 1–56. 13. Жаренкова, Л.М. Основы специальной психологии. / Л.М. Жаренкова. – М.: Академия, 2013. – 190 с. 14. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 2014. – 144 с. 15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2013. – 176 с. 16. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теоретико–методологический аспект: дис. д–ра пед. наук: 13.00.01. / В.Н. Кругликов. С.–Петерб. гос. ун–т. – СПб., 2000. – 424 с. 17. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. – Челябинск, 2014. – С. 35–36. 18. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. – №5. – С. 53–57. 19. Кукушкина, Н.А. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Н.А. Кукушкина – 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kazedu.kz/108205 (Дата обращения:8.08.2021). 20. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 511 с. 21. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – №1. – 129 с. 22. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №12. – С. 2–65. 23. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Знание, серия «педагогика и психология». – 2009. – № 2. – С. 6–48. 24. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2012. – №4. С.6–47. 25. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с. 26. Муртазин, Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Молодой ученый. – 2015. – №8. – C. 937–943. 27. Новоселова, С.Л. Новая классификация детских игр / С.Л. Новоселова // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно–практической конференции, Часть I. – М.: Просвещение, 2005. – 120 с. 28. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 115–119. 29. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.–эксперимент. исслед. / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2012. – 240 с 30. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков – М., 2016. – 256 с. 31. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – 4–е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 176 с. 32. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2012. – 290 с. 33. Сорокина, А.И. Дидактические игры / А.В. Сорокина. – М.: Просвещение, 2013. – 140 с. 34. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с. 35. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении в / Е.И. Удальцова. – Минск, 2011. – 120 с. 36. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н. Новгород : НГПУ, 2014. – 230 с. 37. Ульенкова, У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников / У.В. Ульенкова // Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия : учеб. пособие для студ. фак. психологии. – СПб. : Речь, 2003. – 357 с. 38. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем/ Л.И.Федорова.– М.: Аст, 2015. – 72 с 39. Федотова, И. Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К. В. Ельницкого / И.Б.Федотов. – Пятигорск: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 2000. – 90 с. 40. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2012. – 209 с. 41. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2012. – 351 с. 42. Щербакова, Е.К. вопросу о развитии познавательной активности / Е.К. Щербакова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №10. – С. 89–90. 43. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 116–120. 44. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 3–92. 45. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М. С. Якимова // Историческая и социально–образовательная мысль. – 2018. – № 4. – С. 122– 124.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ГБУ «СПОРТИВНЫЙ ЦЕНТР «ЧЕМПИОН»»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Юридические основы и свойства Основного закона
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
« Методы нейропсихологической диагностики и коррекции в детском возрасте: сопоставление подходов»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image