Изложенное в тексте работы исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
Главным отличительным признаком для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим является срок, в течение которого отсутствуют сведения о его пребывании гражданина в месте жительства:
- для признания безвестно отсутствующим – один год,
- для объявления умершим – пять лет, за исключением отдельных случаев: шесть месяцев - при обстоятельствах, угрожающих смертью, два года – при военных действиях.
Бремя доказывание обстоятельств лежит на заявителях. Судебной практикой очерчены необходимые факты и обстоятельства, которые подлежат доказыванию в судебном процессе.
Дела о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении умершим рассматриваются по правилам главы 30 ГПК РФ, посвященной особому производству. Прокурор в деле участвует либо как заявитель, либо дает заключение.
Определенно существуют некоторые особенности судебного процесса признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими, Данные дела возбуждаются в суде только по заявлениям заинтересованных лиц, которые могут обосновать свой правомерный интерес и представить надлежащие доказательства в подтверждение своих доводов.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления. Если гражданин был объявлен умершим, то соответствующее судебное решение является основанием для внесения записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Вступившее в законную силу также имеет и иные последствия, связанные с прекращением семейных и трудовых правоотношений, прекращение определенных статусов.
Для нетрудоспособных заинтересованных лиц наличие положительного решения влечет возникновение права на назначение и выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также денежных компенсаций.
В большей степени положительное решение суда направлено на защиту имущественных интересов самого гражданина (при наличии у него имущества), которое обеспечивается посредством заключения договора доверительного управления имуществом.
Предусмотренные законодателем такие особенности судебных дел имеют своей целью, прежде всего, необходимость установления правовой определенности в правоотношениях с участием пропавших граждан, их родственников, иждивенцев, кредиторов и государства в лице соответствующих уполномоченных органов.
Дела о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении умершими в общей статистике возбуждаемых дел занимают небольшой удельный вес, всего лишь 0,3 %. Возбуждаются эти дела в большинстве случаев по заявлениям близких родственников.
Определенные проблемы существуют при отмене данных решений, которые связаны с ошибками и неточностями, недостаточно тщательно проведенной работой на этапе собирания доказательств, которые допускаются на любой стадии особого производства.
Главные проблемы правовых последствий данной категории дел обусловлены средствами защиты самого отсутствующего (или умершего) и связанных с ним какими-либо правоотношениями лиц (семейными, имущественными, трудовыми и др.), а также государства.
Следует обратить внимание, что правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим различны, поскольку зависят от действия факторов, связанных с презумпцией жизни или презумпцией смерти.
Существуют проблемы в нормативно-правовом регулировании данных правоотношений. Законодательство, обеспечивающее решение вопросов доверительного управления имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими, недостаточно полно отвечает на все возникающие вопросы, причем на всех его уровнях.
В правовых актах не предусмотрен строгий порядок заключения договора доверительного управления. Его форма ничем не установлена.
В субъектах РФ нормативное правовое регулирование обозначенных выше проблем закрепляется в принятии только лишь административных регламентов.
Муниципалитеты в своих актах повторяют нормы основного закона, не разрешают существующие спорные вопросы, которые связаны с исполнением договоров доверительного управления имуществом рассматриваемой категории граждан.
Все указанное в совокупности подтверждается материалами судебной практики, которая неоднозначна. В некоторых делах, суды принимали представленные лицом доказательства, подтверждающие определенные обстоятельства и факты, и считали их достаточными для вынесения положительного решения. Положительные решения судов имели определенно важные правовые последствия для заявителей: назначение жизненно необходимых пособий, принятие имущества в доверительное управление, защита прав кредиторов. Отрицательная же судебная практика свидетельствовала о недостаточности работы в проведении розыскных мероприятий, необоснованности заявленных требований, слабой доказательной базе.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.