ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Происхождение и становление принципа разделения властей 5
1.1 Исторические корни принципа разделения властей 5
1.2 Первая практика осуществления принципа разделения властей 8
1.3 Содержание принципа разделения властей 10
ГЛАВА 2. Место принципа разделения властей в современной политической системе России 13
2.1 Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации 13
2.2 Система органов при Президенте 15
2.3 Теория разделения властей и современные российские дилеммы 16
ГЛАВА 3. Реализация принципа разделения властей в России 20
3.1 Законодательная власть 20
3.2 Исполнительная власть 22
3.3 Судебная власть 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Читать дальше
В процессе исследования были приведены и изучены научно-исследовательские работы специалистов в области правовой философии, истории политических и правовых учений, теории государства и права и иных юридических наук, а также изучены их характерные особенности как в процессе теоретического обоснования, так и в процессе правового применения на сегодняшний день. Также в процессе написания проведения исследования было проведено изучение данных научно-исследовательских работ, которые затрагивают проблему принципа разделения властей: становление, развитие, проблемы реализации, а также были выявлены особенности конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации и их реализации как в исторический период, так и на сегодняшний день.
Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:
1. Теория разделения властей сформировалась под влиянием идей западных правоведов, таких как Аристотель, Локк и Монтескье;
2. В Великобритании впервые в истории был реализован принцип разделения власти на ее ветви. Власть в Великобритании состоит из таких ветвей, как законодательная, исполнительная и судебная.
3. Содержание принципа разделения властей заключается в том, что государственная власть состоит из специальных ветвей, таких как исполнительная, законодательная и судебная, данные ветви выполняют особые функции, связанные с разработкой, принятием и исполнением законов, а также осуществлением правосудия;
4. Уникальной особенностью России является то, что парламент наделен широкими полномочиями по контролю над исполнительной и судебной властью. Кроме того, другие государственные ведомства остаются независимыми друг от друга.
5. В ведомственную систему Президента Российской Федерации входят Аппарат Президента Российской Федерации, его инфраструктурные департаменты и консультативные органы. В систему также входят министерства, подотчетные Президенту.
6. Проблема с системой сдержек и противовесов в Российской Федерации заключается в том, что институты различных ветвей государства контролируют друг друга в финансовой, физической и технологической сферах, а также в сфере надзора. Конституция не допускает узурпации власти и произвола, но реализация этого принципа в России неверна из-за обширных полномочий и прав Президента и Правительства Российской Федерации, закрепленных в Конституции.
7. Законодательная власть РФ также является независимой ветвью власти, представленной Федеральным Собранием РФ, состоящей из Совета Федерации и Государственной Думы, данная ветвь власти дает согласия на назначение должностных лиц высшего органа исполнительной власти, выносит решения об импичменте и недоверии, ратифицирует международные договоры и выполняет иные функции, совместно с исполнительной властью;
8. Исполнительная власть РФ является независимой ветвью власти, представленной Президентом РФ и Правительством РФ, однако исполнительная власть контролирует иные ветви власти в финансовом, кадровом и ином отношении, данный контроль является препятствием к реализации идеи о независимости ветвей власти друг от друга;
9. Судебная власть РФ также является ветвью власти, независимой от иных ветвей, представленной судами общей и специальной юрисдикций, возглавяемых Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ.
Задачи, поставленные во введении решены. Цель, поставленная во введении решена.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 14 марта 2020 г.) // Российская газета.–1993.– 25 декабря.–№237; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4202.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2018.- N 31.- Ст. 4398
3. Аристотель. Афинская полития. – М.: Мысль, 2017. - 500 c.
4. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для ВУЗов.- М.: Юристъ. 2017.- 400 c.
5. Баренбойм П. Д. Три тысячи лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера.- М.: Юристъ. 2017.- 300 c.
6. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право.- 2017.- №7.- С. 12-15
7. Дмитриева Л.И. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции Российской Федерации. // Право: теория и практика.- 2017.- №12.- С. 3-9
8. Крылов Б.С. Парламенты буржуазного государства.- М.: Юристъ. 2017.- 310 c.
9. Лузин В.В. Парламентская модель разделения властей на примере Великобритании. // Право и политика.- 2017.- №6.- С.13-19
10. Лузин В.В. Президентская модель разделения властей на примере США // Государство и право.- 2017.- №3.- С. 83-90
11. Монтескье Ш.Л. О духе законов.- М.:Раритет. 2017.- 320 c.
12. Новгородцев П.И. Сочинения.- М.:Раритет. 2017. - 400 c.
13. История политических и правовых учений / Авт. кол.: В. Г. Графский, Н. М. Золотухин, В. С. Нерсесянц и др.; Отв.ред. В. С. Нерсесянц.- М.: ИНФРА-М-КОДЕКС, 2017. - 728с.
14. Паречина С.Г. Теории государственной власти.- М.:Раритет. 2017. - 345 c.
15. Пестель П.И. Русская Правда/ п/р чл-корр. АН СССР М. В. Нечкиной / Восстание декабристов. Документы. Т. VII. - М., 1958. С. 111-209.
16. Сатышев В.Е. Джон Локк - идеолог английской буржуазной революции XVII века // Известия ВУЗов. Правоведение.- 2017.-№6.-С.34-40
17. Тиунова Л.Б. Разделение властей в Российской Федерации: конституционный анализ. // Известия ВУЗов. Правоведение.-2017.-№4.-С.40-47
18. Чиркин В.Е. Государствоведение.- М.: Юристъ. 2017. - 378 c.
19. Чиркин, В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты. // Советское государство и право.-2017.-№8.- С.3-11
20. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2017. -№ 9.- С. 63.
21. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М.: Юридическая литература, 2019.- 376 c.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2017 г. №2-П о По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс
4. титуционным Судом РФ и судами общей юрисдикции, в том числе и уставными судами субъектов РФ и арбитражными судами, данные органы власти осуществляют судебную власть независимо от законодательной и исполнительной властей;
5. Однако состав Конституционного Суда и Верховного Суда назначается и отрешается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ.
Читать дальше