Введение 3 1. Теоретические основы проблем самооценки 6 1.1 Основные характеристики самооценки личности 6 1.2 Возрастные особенности самооценки дошкольников 12 2. Эмпирическое исследование самооценки дошкольников 23 2.1 Описание диагностических методик и выборки дошкольников 23 2.2 Проведение диагностических методик и психологическое сопровождение формирования самооценки………………………………………………………...27 2.3 Итоговые исследования сформированности самооценки дошкольников 46 Заключение 51 Библиографический список 53 Приложение 1 56

Особенности самооценки детей дошкольного возраста.

дипломная работа
Психология
55 страниц
82% уникальность
2022 год
135 просмотров
Фролова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические основы проблем самооценки 6 1.1 Основные характеристики самооценки личности 6 1.2 Возрастные особенности самооценки дошкольников 12 2. Эмпирическое исследование самооценки дошкольников 23 2.1 Описание диагностических методик и выборки дошкольников 23 2.2 Проведение диагностических методик и психологическое сопровождение формирования самооценки………………………………………………………...27 2.3 Итоговые исследования сформированности самооценки дошкольников 46 Заключение 51 Библиографический список 53 Приложение 1 56
Читать дальше
Обоснование темы исследования. Индивид становится личностью, благодаря одному из существенных условий, которым является самооценка. Она способствует формированию у человека потребности соответствовать уровню своих личностных оценок, а не только уровню окружающих. Самооценка подразумевает индивидуальную оценку человеком себя, своих талантов, навыков, качеств и особенностей. Она выстраивается на основе двух элементов – здравого и эмоционального смыслов. Здравый смысл – выражение своих знаний о себе; эмоциональный смысл – восприятие этого знания и те результаты, которые оно дает.


Для наших авторов создание презентаций на заказ в Сургуте не проблема.


Таким образом, самооценка отражает осознание человеком своих действий, мотивов и целей, а также способность видеть и оценивать свои способности. Актуальность исследования. Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста - важный этап развития личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки. Устойчивая самооценка ребенка формируется под влиянием ряда факторов: оценивания взрослыми и сверстниками их личности; оценивания ребенком собственной деятельности через призму оценок сверстников и взрослых. Положительная оценка ребенком себя закладывается в дошкольное время и в будущем оказывает непосредственное влияние на эффективность его обучения в школе. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки в дальнейшем влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Таким образом, дошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития самооценки ребенка. Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки у старших дошкольников. Проблема самооценки в научной сфере исследована достаточно подробно и разносторонне. Для развития личности важно адекватное формирование самооценки, от этого зависит правильное восприятие людей и окружающей действительности. Самооценка тщательно изучается в российской психологии из-за ее роли в развитии и формировании уверенности в себе. Данные исследования можно разделить на два направления. Первое направление изучало самооценку в расширенном виде, в общей взаимосвязи развития качеств человека. Среди этих исследований работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина. Исследователи, изучавшие самооценку в рамках второго направления, считали самооценку узким качеством личности (А.И. Липкина, Е.А. Серебрякова, В.А. Горбачева). Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - формирование самооценки у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности самооценки детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Изучить основные характеристики самооценки личности. 2. Определить возрастные особенности самооценки дошкольников. 3.В рамках проведения эмпирического исследования самооценки дошкольников, описать диагностические методики и выборку дошкольников. 4.Провести диагностические методики и описать психологическое сопровождение формирования самооценки старших дошкольников, участвующих в эксперименте. 5.Проанализировать итоговые исследования сформированности самооценки дошкольников и сделать выводы по проделанному эмпирическому исследованию. Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы: теоретические методы: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Практические методы: методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой); методика «Лесенка» Т. Д. Марцинковской; методика «Шкала самоуважения» М. Розенберга. База исследования: В качестве исследовательской базы выступало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1228 «Лефортово», ДО "Золотая рыбка». Структура данной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. 1.Проблема формирования адекватной самооценки является одной из главных проблем становления личности. Самооценка – это необходимый компонент развития личности, понимания человеком самого себя, своих психических и физических возможностей, поступков и поведения, отношения к близким и окружающим людям и к самому себе. Мы выяснили, что самооценка формирует различные формы поведения индивида и регулирует их. Формирование самооценки начинается с помощью эмоционального компонента, а со временем идет приобретение когнитивных характеристик. Многие ученые выделили различные синонимы термину «самооценка», например, чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью, самоэффективность, самоуважение и др. Все эти синонимы, не дают точного определения, а отражают суть самооценки и позволяют более точно понять ее предназначение. 2.С самого раннего возраста существует ряд условий для формирования самооценки: отношение находящихся вокруг людей, любовь и признание со стороны родителей, близких, преподавателей. Сравнивая мнение о себе окружающих людей, дошкольник формирует оценку себя. Благодаря положительным высказываниям, с помощью которых окружающие люди выражают своё личное отношение к личности ребёнка, к его поступкам, формируется фундамент самооценки ребенка дошкольного возраста. Ребёнок понимает для себя, что его поступки, внешний вид и т.д. оценивают окружающие, и благодаря этому старается их корректировать. Были рассмотрены различные определения и подходы к пониманию этого понятия, были выделены основные особенности и условия формирования самооценки в дошкольном возрасте, что помогло в дальнейшем правильно и более результативно организовать развитие адекватной самооценки детей. 3.Следующей задачей был подбор диагностического инструментария для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста и осуществление диагностического исследования на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы. Для диагностики были выбраны три методики: методика «Лесенка», методика «Какой Я?», методика «Шкала самоуважения» М. Розенберга. 4.Исследование самооценки старших дошкольников, проведенное в ходе констатирующего этапа эксперимента, показало, что у 50% детей уровень развития самооценки находится на низком уровне, что и обусловило разработку занятий, которые позволили провести целенаправленную работу по формированию адекватной самооценки. В итоге всех проведенных работ, была видна положительная динамика развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Так анализ результатов исследования на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы, показал, что у многих детей развитие самооценки находится на уровне нормы. Анализ результатов исследования на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы, показал, что у многих детей уровень самооценки стал высоким и средним, что говорит об адекватной самооценке этих детей. Результаты диагностик на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы показали, что на высоком уровне находится в экспериментальной группе 40% детей, на среднем – 55% детей, на низком уровне только 5% детей. 5.Просмотрев все результаты, можно сделать вывод о том, что предложенный комплекс занятий показал свою результативность, положительную динамику в сторону увеличения детей младшего школьного возраста со средним (адекватным) уровнем развития самооценки. Рекомендации. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе, а также для более углубленного понимания изученной темы. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии – 2018. – № 4. – С. 31–38. 2.Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: ГЦРО, 2018. – 132 с. 3.Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 116-125. 4.Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? [Текст] / Л.В. Бороздина // Психологический журнал. - 2018. - № 4. – С. 54-55. 5.Бранден, Н. Шесть столпов самооценки [Текст] / Н. Бранден // пер. с англ. Ольги Поборцевой – М.: АСТ, 2018. – 396 с. 6.Волков, Б.С. Дошкольная психология: психическое развитие от рождения до школы [Текст]: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект, 2017. – 287 с. 7.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов [Текст] / сост. И.В. Дубровина [и др.]. – М.: Высш. шк., 2017. – 367 с. 8.Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход [Текст] / Т. В. Галкина. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 312 с. 9.Гармаева, Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника [Текст] / Т.В. Гармаева // Психолог в детском саду. – 2018. – № 2. – С. 103-111. 10.Гончарова, Е. В. Особенности самооценки старших дошкольников [Текст] / Е. В. Гончарова, А. В. Иванова // Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 79-83. 11.Деркач, А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития [Текст] / А.А. Деркач // Мир психологии. – 2018. – № 3. – С. 139-146. 12.Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Самооценка и ее параметры [Текст] / Е.В. Зинько // Психологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 18-30. 13.Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст]: учебное пособие / Молчанова О.Н. – М.: Флинта, 2018. -392 с. 14.Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии [Текст] / К. Р. Сидоров // Мир психологии. - 2019. - № 2. - С. 224 – 232. 15.Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков – М.: Школа-Пресс, 2017. - 383 с. 16.Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Проспект, 2017. – 310 с. 17.Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел. – М.: АСТ, 2017.- 288 с. 18.Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2017. - 187 с. 19.Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 2018. - № 1. - С. 55- 61. 20.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды https://search.rsl.ru 21.Басина, Е.З. Становление самооценки и образа Я. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. http://psychlib.ru/mgppu/opr 22.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. https://search.rsl.ru 23.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1228 "Лефортово" https://sch1228.mskobr.ru/dou_edu 24.Кон, И.С. Открытие «Я». https://search.rsl.ru 25.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. https://search.rsl.ru 26.Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой). https://metodika-kakoi-ia-po-metodike-o-s-bogdanovoi.html 27.Методика «Лесенка» Т. Д. Марцинковская. https://psylist.net/praktikum/00226.htm 28.Методика «Шкала самоуважения» М. Розенберга. https://psycabi.net/testy/546-test-na-samouvazhenie-metodika-shkala-m-rozenberga 29.Немов, Р.С. Психология. https://search.rsl.ru 30.Петровский, А.В. Введение в психологию. https://search.rsl.ru 31.Репина, Т.А. Психология дошкольника. https://search.rsl.ru 32.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. https://search.rsl.ru 33.Урунтаева, Г.А. Детская психология. https://search.rsl.ru 34.Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. https://search.rsl.ru 35.Эльконин, Д.Б. Детская психология. https://search.rsl.ru 36.Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. https://search.rsl.ru
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Права человека и гражданина в современном обществе
Количество страниц:
35
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Россия и Европа в романе И.С. Тургенева «Дым»
Количество страниц:
28
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
курсовая работа
Saudi Aramco. Текущее состояние и сделки по поглощению/слиянию
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image