ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 История развития Японской науки управления 5
1.2 Особенности Японской модели менеджмента 10
2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ «Z» УИЛЬЯМА ОУЧИ 18
2.1 Уильям Оучи и образование теории «Z» 18
2.2 Значение теории «Z» в японских предприятиях 24
2.3 Применение модели «Z» в российских предприятиях и проблемы по ее внедрению 27
3. МЕСТО ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ 34
3.1 Сравнительная характеристика японского, американского и европейского менеджмента 34
3.2 Японские производственные системы и перспективы их развития в России 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Читать дальше
Изучив японскую бизнес-модель, можно сказать, что ее можно смело применять в других странах с другой культурой. Но тут уже вопрос национальных принципов и мировоззрения граждан.
В Японии люди не сопротивляются внедрению новых продуктов научно-технического прогресса. Высокопоставленные чиновники и простые артисты считают себя представителями общества. В Японии каждый сотрудник убежден, что он важный и нужный для компании человек - это одно из проявлений идентификации с компанией. Еще одно проявление – японский рабочий в ответ на вопрос о своей работе звонит в компанию, где он работает. Многие сотрудники редко берут выходные и часто не берут полностью оплачиваемый отпуск, считая своим долгом работать тогда, когда это необходимо компании, демонстрируя свою преданность компании.
Идея пожизненного найма отсутствует у европейцев, которые просто не привыкли всю жизнь работать в организации. Но в японской системе менеджмента это плюс и на это есть несколько причин. Во-первых, нет оборота кадров. Во-вторых, сотрудники воспринимают бизнес как второй дом и готовы жертвовать ради него своим личным временем, выполняя работу любыми способами.
Японский менеджмент придает особое значение человеческим отношениям – доверию между сотрудниками, уверенности в руководстве, четкому пониманию своего места и места своих коллег в компании, последовательности действий, высоким моральным принципам. Кроме того, каждый сотрудник уверен, что если он будет делать свою работу и делать ее хорошо, то его никогда не уволят, а перспективы роста имеются.
Эффективным может быть акцентирование внимания на качестве образования и личностном потенциале работника, а также на долгосрочной перспективе его использования в данной организации. Повышение качества управления бизнесом и человеческими ресурсами возможно только за счет применения новых подходов к управлению человеческими ресурсами. Они заключаются главным образом в ее комплексном характере, более широком использовании элементов планирования, использовании отдельных форм работы. Вот Япония показывает себя очень хорошо.
Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать следующие выводы. Японский менеджмент высокого уровня требует многого от каждого сотрудника, но это от всех. Рядовой рабочий предприятия, начальник отдела этой компании, сотрудник отдела контроля качества, вице-президент предприятия - живут и работают по одному регламенту. Каждый сотрудник, вне зависимости от его карьерного уровня в компании, понимает, что его вклад в развитие так же важен, как и кого-либо другого.
Менеджмент в Японии организован таким образом, что все работают на совесть и понимают, что это неотъемлемая часть построения команды.
Японский менеджмент предполагает постоянное обучение каждого сотрудника, регулярное повышение квалификации, личностный и профессиональный рост. В сочетании с принципами коллективизма он предлагает исключительную производительность, проверенную сотнями японских компаний, лидеров в своих сегментах мирового рынка.
Но все это работает только за счет того, что сотрудники компании качественно мотивированы. Они уверены в своих должностях и знают, что с ними будет завтра и через год – какую должность они займут и сколько заработают. Стабильность – это то, что лежит в основе осознания каждым сотрудником своего места в коллективе компании.
Читать дальше
. Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент. / Винокур М. Е. - М.: Проспект. 2020. - 168 с.
2. Дашкова И. А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. / Дашкова И. А. - М.: Юрайт. 2020. - 276 с.
3. Дружиловская, Э.С. Проблемы экономики Японии / Э.С. Дружиловская // Экономика и право. 2017. - № 4 (184). - С. 2-9.
4. Дядик, А.С. Экономика Японии сегодня / А.С. Дядик // Синергия Наук. 2017. - Т. 1. № 18. - С. 375-381
5. Зуб А. Т. Теория менеджмента. / Зуб А. Т. - М.: Питер. 2020. - 672 с.
6. Карпов А. В. Психология менеджмента. / Карпов А. В. - М.: Юрайт. 2019.- 482 с.
7. Клыков М. С. Менеджмент./ Клыков М. С. - М.: Ленанд. 2017. - 312 с.
8. Конопьянова, Л.О. Современные международные проблемы Японии / Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2019. - № 15. - С. 163-167.
9. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией./ Коргова М. А. - М.: Юрайт. 2019. - 198 с.
10. Коротков Э. М. Теория менеджмента./ Коротков Э. М. - М.: Юрайт. 2017. - 332 с.
11. Лафишева, А.А. Положение Японии на международном рынке / А.А. Лафишева // Научный альманах. 2017. - № 7-1 (33). - С. 27-29.
12. Мардас А. Н. Теория менеджмента./ Мардас А. Н. - М.: Юрайт. 2019. - 288 с.
13. Маслова Е. Л. Теория менеджмента./ Маслова Е. Л. - М.: Дашков и Ко. 2019. - 158 с.
14. Муканова, Л.К. Экономика Японии / Л.К. Муканова // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2019. - № 1 (33). - С. 121-123.
15. Подгайнова, К.С. Ключевые аспекты развития экономики развитых стран / К.С. Подгайнова // Синергия Наук. 2018. - № 20. - С. 44-50.
16. Подсумкова, Л.А. Экономика Японии / Л.А. Подсумкова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. - № 4 (68). - С. 64-67.
17. Попов, И.В. Путь возрождения экономики Японии / Научный альманах. 2019. - № 8-1 (22). - С. 74-78.
Электронные ресурсы и документы из Internet
18. Вершинин М.И. Японские производственные системы и перспективы их развития в России. / Вершинин М.И. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/yaponskie-proizvodstvennye-sistemy-i-perspektivy-ih-razvitiya-v-rossii)
19. Зыкова Н.В. Особенности японской модели менеджмента. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-yaponskoy-modeli-menedzhmenta)
20. Иванов С.Д. Менеджмент в Японии. / Зыкова Н.В. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-yaponii)
21. Кузнецова Н.В. История развития японской науки управления. / Кузнецова Н.В. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-yaponskoy-nauki-upravleniya)
22. Кузнецова Н.В. Универсальность японского менеджмента. / Кузнецова Н.В. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/universalnost-yaponskogo-menedzhmenta)
23. Лапаева О.А. Особенности культуры труда на японских предприятиях. / Лапаева О.А. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kultury-truda-na-yaponskih-predpriyatiyah)
24. Мордишева Л.Н. Девиантные проявления трудовых ориентаций в японских организациях. / Мордишева Л.Н. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnye-proyavleniya-trudovyh-orientatsiy-v-yaponskih-organizatsiyah)
25. Фомин А.В. Об организации производства и труда на предприятиях Японии. / Фомин А.В. // Интернет-портал "Cyberltninka" (https://cyberleninka.ru/article
Читать дальше