Международный лизинг является важным инструментом в поддержании экономического и финансового развития среди компаний во всем мире. Лизинговая сделка весьма выгодна для обеих сторон: лизингодатель реализует свою продукцию, а лизингополучатель имеет возможность получить его по более низкой стоимости, поскольку может привлечь финансирование с более низкими процентами, чем у себя в стране.
В зависимости от страны, процессы проведения лизинговых сделок будут значительно варьироваться. В частности, помимо трудностей, обычно связанных с международной финансовой деятельностью (управление рисками), а также с финансовыми, производственными и политическими рисками, тот факт, что для лизинга каждая национальная система имеет свою собственную правовую базу, связанную с различным режимом налогообложения, создает путаницу положений, которые часто трудно распознать.
Международный лизинг продолжает нести свою важную роль в глобальном экономическом росте. В настоящее время происходит устойчивый глобальный рост лизинговой отрасли несмотря на то, что темпы стали более скромные, чем ранее.
Условно рынок международного лизинга можно разделить на 6 регионов, из них три региона мира: Азию, Европу и Северную Америку приходится почти 95% объема лизинга. При это североамериканский регион состоит из трех стран: Мексики, США и Канады и на протяжении многих лет занимает самую большую долю рынка (объем нового бизнеса составил 460,1 млрд долл. США, что составляет 35, 8% мирового рынка лизинга оборудования). Доминирующей страной в данном регионе является США, более 70% американских компаний используют лизинговые услуги, когда им нужно покупать оборудование. Американский опыт показывает, что лизинг может помочь преодолеть кризис и поднять экономику.
В современных условиях Россия входит в ТОП-15 крупнейших мировых рынков лизинга по данным 2020 г. и занимает 4 место в Европе с удельным весом 8,12 % мирового рынка.
Серьезным сдерживающим фактором на рынке лизинга в 2020 г. стала пандемия коронавируса. При этом существуют и иные факторы, сдерживающие развитие лизинговых операций. В частности:
наличие политического, санкционного и торгового давления на компании стран в результате геополитической борьбы ведущих мировых держав и объединений;
существенные различия в таможенном, налоговом, гражданском законодательстве стран-участниц лизинговых сделок;
сложности с финансовым обеспечением операций международного лизинга.
В рамках работы было проведено исследование деятельности компании GATX Corporation, которая является одним из ведущих мировых лизингодателей железнодорожного (ж/д) подвижного состава в Северной Америке (Rail North America), Европе (GRE) и Азии (GRI). GATX Rail Europe (GRE) и GATX Rail India (GRI) составляют большую часть международного сегмента железнодорожных перевозок. Компания является крупным лизингодателем железнодорожных вагонов в Европе, предоставляя полный спектр услуг по аренде цистерн, генеральных грузовых и интермодальных вагонов клиентам по всей Европе. Также является крупнейшим частным лизингодателем вагонов в Индии, обслуживающим все основные сегменты отрасли. При этом независимо от территории деятельности компания предоставляет в лизинг вагоны с полным спектром услуг, в соответствии с которым она обслуживает оборудование, платит адвалорные налоги и страхование, а также предоставляет другие вспомогательные услуги.
Следовательно, представленные ниже результаты деятельности компании отражают развитие лизинга в мире.
Около 69% от общего дохода GATX Corporation приходится на деятельность в США и 31% от общего дохода на деятельность в других. Размер клиентской базы в сегменте Северной Америки насчитывает 850 клиентов, а срок предоставления в лизинг варьируется от 1 до 10 лет в зависимости от типов вагонов и рыночных условий, а срок полезного использования вагонов насчитывает от 27 до 45 лет.
Далее в Европе – клиентская база составляет 240 клиентов, срок лизинга варьируются от 1 до 10 лет, а срок полезного использования вагонов составляет 17 лет.
В сегменте Индии – клиентская база 12 клиентов (в секторе транспортировки автомобилей, контейнеров, стали, цемента и сыпучих грузов, а также одного клиента в государственном секторе), срок лизинга – от 4 до 14 лет, а срок полезного использования вагонов составляет 6 лет.
В России – клиентская база состоит из 3-х клиентов (в лесном, пищевом и химическом секторах), срок лизинга варьируются от 3 до 7 лет, а срок полезного использования вагонов составляет 22 до 32 лет.
Как и во всем мире глобальная пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на компанию и финансовые показатели. В частности, в GATX Corporation снизился спрос на лизинг некоторых типов вагонов, что стало предпосылкой для снижения ставки лизинга, продление договоров лизинга, а также отчуждение ряда активов в отдельных сегментах, что отрицательно сказалось на финансовых показателях. Существующий длительный кризис в некоторых секторах мировой экономики может затруднить лизинг определенных видов транспортных активов компании, которые возвращаются по окончании договора лизинга, либо из-за банкротства или дефолта клиентов. Кроме того, компания получила ряд запросов от некоторых клиентов по лизингу запасных частей для вагонов на отсрочку платежей и реструктуризацию ставок, поэтому ряд филиалов компании разработали индивидуальные условия для таких клиентов и планирует продолжать в будущем.
Следовательно, перспективы на 2022 год по-прежнему остаются сложными. GATX Corporation ожидает постепенного ослабления воздействия COVID-19 в течение 2022 года, однако риск волатильности бизнеса, связанный с COVID-19 остается достаточно высоким.
Поэтому для развития и положительных перспектив мирового лизингового рынка следует брать во внимание вероятные риски. Международные лизинговые операций будет эффективным инструментом инвестиций в том случае, если будет точное проведение сделок, эффективное управление рисками и учет специфики данного вида финансовых операций. Значит лизинговым компаниям стоит создавать и разрабатывать системы контроля рисков и иметь эффективные методы управления в случае их появления, особенно, непредвиденным и чрезвычайным. Также необходимо взять во внимание возможное развитие электронного международного лизинга ввиду стремительного развития информационных технологий.
Для российского рынка лизинга в постпандемийный период можно говорить о нескольких вариантах развития. При позитивном сценарии возможно незначительное увеличение объемов нового бизнеса при сохранении экономической активности традиционных игроков. При этом вероятность реализации данного сценария будет зависеть от результативности мер и объемов государственной поддержки в сегменте лизинга.
При условии развития нейтрального сценария ситуация не улучшится, но и не ухудшится. Однако реализация подобного сценария, согласно большинству аналитических расчетов, крайне низкая.
При развитии наиболее пессимистичного сценария в условиях поступательного снижения уровня платежеспособности сохранить свои позиции удастся только крупным лизингодателям и большинство субъектов среднего, а тем более мелкого бизнеса с максимальной долей вероятности столкнется с проблемами дефолта и неизбежностью расторжения лизинговых договоров.
Таким образом, главными причинами, сдерживающими развитие международной лизинговой деятельности, являются следующие:
Слабая экономическая среда или сложные рыночные условия в отдельных странах, в том числе дискриминационная или противоречивая налогово-бюджетная политика.
Законодательная база, правила и положения, затрагивающие сферу железнодорожных перевозок, в том числе вносимые изменения в существующие нормативно-правовые акты.
Трудности с обеспечением соблюдения договорных прав или обращением взыскания для получения возврата активов в определенных юрисдикциях.
Негативные события, связанные с изменением ситуации в отношении конкретного ресурса или конкретной отрасли на мировом рынке.
Неэффективное или несвоевременное внедрение соответствующих средств контроля, политики и процессов в различных сферах деятельности.
Введение санкций в отношении стран, с которыми сотрудничает компания, либо в отношении конкретных компаний или физических лиц.
Национализация или конфискация активов иностранными правительствами, а также введение дополнительных или новых тарифов, квот, торговых барьеров и аналогичных ограничений на операции.
Непредвиденные события и условия, включая терроризм, войну, эпидемии, международную напряженность и конфликты.
В заключении в качестве решения выявленных проблем можно предложить следующие меры:
1. Новые лизинговые компании нуждаются в поддержке для их развития на лизинговом рынке, поэтому, одним из вариантов оказания помощи является предоставление создающимся компаниям (в первую очередь, работающим с современным и качественным оборудованием) налоговых льгот.
2. Необходимо разработать удобную информационную базу отчетности международного лизинга и лизинга в РФ, это позволило бы людям более точно понимать «что такое лизинг», «зачем он нужен», а также иметь легкий доступ к информации данного рода.
3. Разработка условий для поддержания партнерства между государством и частными организациями. Как пример, учредителями могут выступать производители автотранспорта и технического оборудования, крупные лизингополучатели со своими объединениями. Это позволит увеличить спонсирование государством частные компании и уменьшить риски, связанные с неуплатой вложений.
Таким образом, в рамках проведенного исследования можно сделать заключение, что лизинг способен оказать положительное воздействие на развитие нового бизнеса и оказаться действенным инструментом выхода из кризиса. Лизинг вносит огромный вклад в развитие глобальной экономики, несмотря на кризисы экономики разных стран последних лет становится приоритетной формой финансирования для большинства компаний в мире.