Ценовая политика любой организации определяется ее стратегией и реальными возможностями, а также состоянием спроса и предложения на рынке. Стратегия цен - это выбор организацией возможной динамики изменения исходной цены товара для наибольшего соответствия целям организации.
В условиях рыночной экономики организация должна определить уровень цены на основе конкретных условий сделки, а также конкретных условий деятельности организации (степени загруженности производственных мощностей заказами согласно заключенным договорам, достигнутого уровня издержек производства и т.д.), что приемлемо на основе применения соответствующих расчетов и подразделения затрат на постоянные и переменные. Другой подход к оценке - компенсация издержек производства и обращения с определением прибыли. Данная методика основана на том, что объем выручки от реализации продукции покрывает все постоянные и переменные затраты и, кроме того, компенсирует расходы по сбыту, а после компенсации всех возникших затрат он представляет собой прибыль.
ООО «Транзит» находится в г. Подольск, Московской области. Предприятие осуществляет пассажирские перевозки по маршрутам по маршрутам Автостанция Подольск / кольцевой и Подольск -Посёлок Володарского.Автомобильный парк предприятия состоит из 17 автобусов: 12‒ти корейских автобусов Daewoo BS106 на 24 пассажирских сидения каждый и 5-ти автобусов HYUNDAI AERO CITY 540 ‒ на 39 пассажирских сидения.
Среднесписочная численность ООО «Транзит» в 2020 году составила 52 человека, из них численность водителей предприятия составляла 24 человека.
В 2020 году выручка от реализации услуг составила 68 436 тыс.руб., что на 4 832 тыс.руб. или на 7,6% больше, чем в 2019 году. Данный рост обусловлен увеличением объема перевозок за счет увеличения количества выполненных рейсов.
В целом деятельность предприятия является прибыльной, однако размер прибыли в 2020 году снизился по сравнению с предыдущем годом более, чем в 10 раз.
ООО «Транзит» осуществляет пассажирские перевозки на регулярных городских маршрутах с использованием проездных билетов на основании договора с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 25 декабря 2018 года. Договор действует с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.
Оплата проезда на регулярных городских маршрутах осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Тарифы на услуги муниципальных автотранспортных предприятий городского округа Подольск, утверждаются Правительством Московской области.
Расходы перевозчиков, возникающие вследствие установления органами местного самоуправления льгот за перевозку пассажиров, возмещаются за счет средств бюджета городского округа Подольск.
Таким образом, ценовая политика ООО «Транзит» по пассажирским перевозкам на регулярных городских маршрутах определяется Правительством Московской области. То есть имеется факт государственного регулирования цен на услуги коммерческого предприятия. Следовательно, для того, чтобы достичь основную цель создания предприятия - получение прибыли, необходимо так управлять затратами и издержками, чтобы финансовый результат имел положительную величину.
Анализ динамики затрат на оказание автотранспортных услуг по статьям затрат показал, что общие затраты предприятия составили в 2020 году 68130 тыс.руб., что на 8273 тыс.руб. или на 13,8% больше, чем в 2019 году.
Значительных изменений в структуре затрат ООО «Транзит» за анализируемый период не произошло. Наибольший удельный вес в затратах предприятия занимают материальные затраты – около 50%, а в составе материальных затрат наибольший удельный вес занимает ГСМ – около 30%.
На втором месте по удельному весу стоят затраты на оплату труда. И на третьем месте - прочие затраты.
За 2020 год отмечено снижение удельного веса затрат на запасные части и материалы на ТО и ТР. Снижение удельного веса затрат на запасные части и материалы на техническое обслуживание и технический ремонт не может оцениваться, как положительный факт, так как экономия на запасных частях и ремонте может привести к снижению безопасности эксплуатации автобусов.
Анализ показал, что наибольшая рентабельность одной пассажирской перевозки была в 2018 году – 4,81%. В 2019 – 2020 годах рентабельность одной пассажирской перевозки составляет менее 1%. Естественно, что столь низкая рентабельность не позволяет большинству автотранспортных предприятия города, осуществляющих пассажирские перевозки успешно развиваться, своевременно обновлять стареющий автобусный парк, привлекать и сохранять высококвалифицированные кадры. Борьба за повышение выручки, толкает многих водителей к нарушениям правил дорожной безопасности, гонкам на дорогах города, особенно на подъездах к автобусным остановкам.
Все показатели рентабельности в 2020 году значительно ниже показателей 2019 года. Сам факт прибыльности и рентабельности деятельности предприятия уже расценивается положительно, но снижение показателей в 2020 году свидетельствует о проблемах в управлении себестоимостью предприятия. Можно сделать вывод, что в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, руководство предприятия не сумело оперативно среагировать на негативное влияние внешних факторов.
В условиях государственного регулирования цен на услуги по перевозке пассажиров общественным городским транспортом, коммерческое предприятие может повлиять на финансовые результаты только управляя себестоимостью своих услуг.
Если ООО «Транзит» ни коем образом не может повлиять на стоимость закупаемого топлива и запасных частей для ремонта автотранспортных средств, то ввести режим экономии и контроля за использованием материальных ресурсов и за сохранностью, техническим состоянием и использованием основных средств с целью снижения себестоимости услуг вполне реально.
В ООО «Транзит» осуществляется эффективный контроль за сохранностью, техническим состоянием и использованием автотранспортных средств предприятия. Для поддержания автомобильного транспорта в технически исправном состоянии, необходимом для нормальной эксплуатации, в ООО «Транзит» принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта.
Периодическое и грамотное проведение инвентаризации ГСМ позволяет ООО «Транзит» поддерживать должный уровень внутрихозяйственного контроля за топливом и другими нефтепродуктами, а также своевременно выявлять необоснованный расход топлива.
В целях совершенствования управления себестоимостью пассажирских перевозок и финансовым результатом в ООО «Транзит» рекомендуется к внедрению информационная система «1С:Управление Автотранспортом».
Внедрение информационной системы учета работы автотранспорта позволяет оперативно учитывать эти важные параметры работы автотранспорта, свести к минимуму потери времени и транспортные издержки, а значит, снизить цены на услуги предприятия.
Повышение эффективности управления трудовыми ресурсами предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологий управления в целях достижения предпринимательской структурой определенных экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев, в которых определение уровня интенсивности труда имеет одно из самых важных значений.
В целях материального стимулирования водителей в повышении своего профессионального уровня предлагается внедрение системы тарификационных разрядов – надбавки за классность.
Совершенствование системы управления ООО «Транзит» направлено на увеличение производительности имеющегося парка автотранспортных средств, снижение затрат на их обслуживание и на управление стоимостью автотранспортных услуг.