Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и специфика рекламной деятельности…………………...5
2. Исторические аспекты развития рекламы в России……………..10
3. Понятие и история развития лубка………………………………..13
4. Анализ особенностей русской изобразительной рекламы………20
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников …………………………………..27
Читать дальше
В процессе написания данной работы были решены следующие задачи исследования:
- Рассмотрено понятие и специфика рекламной деятельности,
- Проанализированы исторические аспекты развития рекламы в России,
- Рассмотрено понятие и история развития лубка,
- Проведен анализ особенностей русской изобразительной рекламы на примере лубка.
Лубок - это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска, а затем раскрашенного вручную. Термин «лубок» имеет славянское происхождение: лубом на Руси издавна называли внутреннюю часть коры деревьев. Лубочные картинки или листы были широко распространены в России с середины XVII до конца XIX века.
Лубок изначально был весьма популярным видом народного творчества. Позже, с развитием печатных технологий, одностраничные листы начали делать промышленным способом на полиграфических предприятиях.
Лубок имеет древние исторические корни. Первыми печатные и раскрашенные вручную изображения научились изготавливать китайские мастера в VIII веке. В Европе аналогичный вид графики появился лишь в XV веке в Германии после изобретения книгопечатания. Печатные формы изготавливали сначала из древесины, а затем из металла (меди).
Фольклорные картинки сатирического, патриотического и прочего содержания быстро распространились по всей Европе, а в XVI веке впервые попали в Россию. Здесь их в то время называли немецкими потешными листами. Вскоре русские умельцы научились самостоятельно изготавливать печатные формы на основе техники продольной ксилографии и офорта.
В конце XVII века лубок в России подвергся гонениям со стороны властей и руководства православной церкви. Высочайшим Указом Московского Патриарха от 1674 года запрещалось покупать отпечатанные еретиками-лютеранами листки. Единственной разрешенной формой изобразительного искусства тогда были иконы, которые следовало писать в строгом соответствии с древними византийскими традициями. А почти через полвека, в 1723 году был введен запрет на изображение на печатных листках царствующих персон.
Но действия властей возымели обратный эффект. Появилось огромное количество народных мастеров-кустарей, которые делали лубочные листки подпольно и распространяли их среди населения. Поэтому в начале XVIII века в Москве была организована специальная печатная (Изуграфская) палата для выдачи разрешений на изготовление лубков. Позже эту функцию стали выполнять специально назначенные архиереи.
В середине XVIII века в России начали массово открываться фигурные (печатные) фабрики по производству лубочных картинок. Вплоть до конца XIX века лубок оставался единственным широкодоступным видом изобразительного искусства в Российской Империи.
Отечественной войны 1812 года лубочные картинки стали частью официальной пропаганды. Сатирические карикатурные листки политического содержания высмеивали французов и поднимали боевой дух населения.
В 1822 году специальным царским указом была введена полицейская цензура на изготовление любых печатных оттисков. Одновременно в России начинается бурное развитие новых техник печати: поперечной ксилографии и литографии, которые постепенно вытесняют лубок из печатного промышленного производства.
В начале Первой мировой войны лубочные листы еще используются в качестве политического плаката в России. Но уже через несколько лет, после Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно сдает свои позиции. Новая Советская власть делает ставку на более прогрессивные печатные технологии и быстро искореняет кустарное производство во всех регионах страны.
Традиционный русский лубок имеет характерные особенности, которые отличают его от других видов изобразительного искусства. К ним относятся: Яркая раскраска контурных изображений. Грубая прорисовка деталей. Ограниченные размеры оттиска и формы. Наличие на печатном листе помимо изображения поясняющей надписи мелким текстом.
История развития лубка в России насчитывает более 250 лет. За это время сформировалось большое количество типов (жанров) этого вида искусства:
- Духовный - на тему жизнеописаний святых, притч из священных книг.
- Философский - содержащий нравственно-поучительную информацию о вреде человеческих пороков.
- Исторический - посвященный достоверным событиям из жизни народа, а также описывающий старинные летописи и сказания. Сказочный — с вымышленным сюжетом и скрытым воспитательным смыслом.
- Политический - используемый в пропагандистских целях во время войн.
- Сатирический - жестко преследуемый властями и едко высмеивающий недостатки общества.
Сегодня старинное искусство лубка не пользуется особой популярностью среди ценителей прекрасного. Но многочисленные произведения древних мастеров все же находят своих благодарных зрителей в музеях и на выставках.
Читать дальше
1. Антипов, К.В. Основы рекламы: Учебник / К.В. Антипов. – М.: Дашков и К, 2019. – 328 c.
2. Бове К.М., Арене У.Ф. Современная реклама. Тольяти: Довгань. 2018. – 231 с.
3. Васильев, Г.А. Основы рекламы: Учебное пособие / Г.А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА–М, 2020. – 407 c.
4. Викентьев И. Г. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. – Новосибирск: Арфа, 2019. – 487 с.
5. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – Москва: РусПартнер. 2019. – 145 с.
6. Головлева, Е. Л. Основы рекламы/ Е.Л. Головлева. – М.: Академический проект, 2017. – 336 c.
7. Картер Г. Эффективная реклама. Москва: Прогресс, 2018. – 444 с.
8. Кроптон А. Мастерская рекламного текста. – Москва: Издательский дом Довгань, 2018. – 541с.
9. Пенькова Е. М. Классификация рекламы. - Москва: Прогресс, 2019. - 630 с.
10. Ремет Г. Реклама. Учебное пособие. Киев: НВФ «Студцентр», 2018. – 125 с.
11. Шульц Д., Варне Б. Стратегические бренд-коммуникационные компании. Москва: Издательский Дом Гребенникова, 2017. - 512 с.
12. Щепилова, Г. Г. Реклама / Г.Г. Щепилова, К.В. Щепилов. - Москва: Юрайт, 2018. - 520 c.
Читать дальше