Введение 2
1. Особенности портрета в системе жанров русской живописи XVIII в. 4
2.Художественно-выразительные средства живописи в жанре камерного портрета на примере творчества Ф.С. Рокотова 9
Заключение 14
Список литературы 15
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром. Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.
Художники того времени активно перенимали европейские традиции, овладевали художественными принципами, формировали свой почерк и свои взгляды на творчество. Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм и предромантизм).
Ф.С.Рокотов стал целым этапом для истории русской портретной живописи второй половины XVIII века, мастером, который совершил переворот, одновременно оставаясь глубоко самобытным и национально независимым. Этот художник уделял внимание не парадным портретам с их культом внешних эффектов и предметов, а камерному изображению с выявлением чувств и настроений модели.
Более того, Ф.С.Рокотов, демонстрируя мастерское владение светом, смог выразить эмоции и настроения современников и тем самым во многом опередил свое время, что и обусловливает удивительную выразительность, притягательность и новаторское значение портретов художника для русского искусства XVIII века.
Читать дальше
1.Вдовин Г.В. Персона. Индивидуальность. Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 2017. - 244 с.
2.Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. - М.: Памятники ист. мысли, 2017. - 285 с.
3.Золотов Ю.К. Искусство XVIII в.// Всеобщая история искусств. – М.: Искусство, 2017. – 1101 с.
4.Кантор А.М. Малая история искусств: Искусство XVIII века [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 20.01.2022).
5.Королева С.К. Великие художники. Федор Степанович Рокотов. – М.: АСТ, 2018. – 49 с.
6.Кузьминский К.С. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий: Развитие русской портретной живописи XVIII века [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 20.01.2022).
7.Лапшина Н.П. Ф. Рокотов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 20.01.2022).
8.Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 20.01.2022).
9.Лотман Ю.М. Портрет [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 20.01.2022).
10.Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения
Читать дальше