ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ....................5
1.1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ...........................................................................5
1.2. ФЕНОМЕН МИГРАЦИИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………………………………………………………………………..15
1.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СНГ………………………………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ.............................................................27
2.1. МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ...........................................27
2.2. ИСТОРИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУ УЗБЕКИСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ..........................................................................34
2.3. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МЕЖДУ УЗБЕКИСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ В 2010-2020 ГГ..............................................................................................................39
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МЕЖДУ УЗБЕКИСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ИХ РЕШЕНИЕ........43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................70
Читать дальше
Миграция для Узбекистана является важным механизмом адаптации к низким зарплатам и слабым перспективам рынка труда, а также обеспечивает снижения уровня бедности в стране почти вдвое — за счет денег, которые присылают домой мигранты, говорится в исследовании Всемирного банка (ВБ). Либерализация миграционной политики страны, начавшаяся в 2017 году, будет способствовать повышению благосостояния населения и экономическому росту, уверены там. Впрочем, несмотря на облегчение выезда, в Россию узбекские мигранты не торопятся.
С 2017 года власти Узбекистана приступили к реформе внутренней миграционной политики, смягчив нормы, затруднявшие отток граждан из страны. В будущем эти шаги могут привести к расширению потенциальной миграции, создадут новые возможности для развивающейся рыночной экономики страны и для ускорения ее роста.
Снятие барьеров для миграции поможет именно гражданам, оказавшимся на грани нужды,— после отъезда мигранты играют активную роль в поддержании благополучия оставшихся членов семьи, увеличивая частоту и размер переводов в случае ухудшения экономической ситуации на родине.
В случае прекращения денежных переводов мигрантов на родину уровень бедности в стране вырастет почти вдвое — с 9,6% до 16,8%.
Искусственные же ограничения миграции дорого обходятся как потенциальным мигрантам, так и государству. Если уехавшие вынуждены будут вернуться или приток денег сократится, последствия сильнее всего скажутся на бедных домохозяйствах в регионах, где возможностей трудоустройства для вернувшихся мигрантов мало, а зависимость от финансовой поддержки государства высока.
В то же время деньги — не единственная причина для миграции. Уровень удовлетворенности жизнью, который считают одним из показателей общего благополучия, в домохозяйствах, которые готовились отправить члена семьи за рубеж, оказался существенно ниже среднего. Однако после отъезда домохозяйства, поддерживающие тесные связи с мигрантами, демонстрируют уже более высокий уровень удовлетворенности, а рост трудовой нагрузки на оставшихся членов семьи компенсируется повышением материального благосостояния.
В то же время при довольно высокой численности граждан Узбекистана, уехавших на заработки в РФ, Турцию и Корею при предыдущем лидере страны Исламе Каримове, страна ограничивала миграцию как за счет административных барьеров (система выездных виз и процедуры официальной регистрации, несоблюдение которых грозило существенными рисками, вплоть до потери гражданства), так и путем формирования негативного отношения к ней. Пришедший к власти в 2017 году президент Шавкат Мирзиёев начал экономические реформы, в том числе — снятие жестких визовых требований одновременно с пересмотром политики в отношении миграции. С 1 января 2019 года мигрантам больше не нужно получать разрешение на выезд за границу. Правительство Узбекистана также начало переговоры с РФ о создании совместного миграционного центра в Узбекистане и приняло ряд других мер, облегчающих привлечение местного населения зарубежными компаниями и выезд за границу.
Отметим, что либерализация внутренней политики пока не отразилась на притоке узбекских граждан в Россию, резко сократившемся начиная с 2015 года. Так, хотя в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы страна по-прежнему рассматривается как один из основных регионов-доноров, миграционный приток из Узбекистана в 2018 году составил лишь 6,8 тыс. человек против 68,6 тыс. в 2013 году.
Читать дальше
1. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6363 (Дата обращения: 31.01.2022)
2. Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3489. (Дата обращения: 31.01.2022)
3. МВД: В 2020 году в России снизилось число мигрантов [Электронный ресурс] // Российская газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/12/16/mvd-v-2020-godu-v-rossii-snizilos-chislo-migrantov.html. (Дата обращения: 31.01.2022)
4. О результатах деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ за 2019 год [Электронный ресурс] // Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. – Режим доступа: https://www.bkbopcis.ru/bkbop/rezultaty-deyatelnosti/.(Дата обращения: 31.01.2022)
5. О результатах деятельности Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ за 2020 год [Электронный ресурс] // Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. – Режим доступа: https://www.bkbopcis.ru/bkbop/rezultaty-deyatelnosti/.(Дата обращения: 31.01.2022)
6. План мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6283(Дата обращения: 31.01.2022)
7. Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=773. (Дата обращения: 31.01.2022)
8. Статистика СНГ. Статистический бюллетень № 3 (562). Декабрь 2020 // Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств, М., 2020.– 120 с.
9. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=6229. (Дата обращения: 31.01.2022)
10. Максакова Л.П. Узбекистан: совершенствование управления трудовой миграцией в аспектах принимающих стран. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30033/1/ irdso_2014_19.pdf. (Дата обращения: 31.01.2022)
11. Максакова Л. Узбекистан в системе международных миграций // Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: ИТ «АдамантЪ», 2019. –С. 323–349.
12. Махмудов С. Развитие внешней трудовой миграции в современном мире и ее значение для республики Узбекистан. 25.05.2017. URL: http://biznes-daily.uz/ru/ birjaexpert/49068-razviti-vnshny-trudovoy-migratsii-v-sovrmnnom-mir-i--znachnidlya-rspubliki-uzbkistan. (Дата обращения: 31.01.2022)
13. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян, Н.В. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие [Электронный ресурс] / Ю.Ф.Флоринская, Н.В.Мкртчян // Мониторинг экономической ситуации в России, №30(132), Декабрь 2020 г. – Режим доступа: http://www.iep.ru/ru/publikatcii/publication/monitoring-ekonomicheskoy-situatsii-v-rossii-30-132-dekabr-2020-g.html. (Дата обращения: 31.01.2022)
Читать дальше