Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права.
Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации уточненное и расширенное в нормативных правовых актах указание российским законодателем на приоритетное применение общепризнанных принципов и норм международного права гарантирует их применение и использование в национальном судопроизводстве Российской Федерации в согласии с национальным правом.
Международное право содержит все ценности и достижения, которые выработало человечество за тысячи лет, и выступает основой, на которой суверенное Российское государство строит собственный правопорядок.
На основании проведенного всестороннего исследования представляется необходимым устранить имеющиеся споры, конфликты по данной проблематике на законодательном уровне.
Норма Конституции о приоритете международного права над национальным является без сомнения базовой и обязательной, но национальные интересы России при формировании своей правовой системы должны быть в приоритете. Положения ст. 15 Конституции РФ в части, касающейся преимущественного права применения международного договора в случае несоответствия закону, следует толковать расширительно, а не буквально. Если рассматривать Конституцию РФ как особый правовой акт, находящийся на вершине российской правовой системы и не имеющий общих признаков обычного закона, то тогда международный договор не может обладать большей юридической силой.
В связи с необходимостью устранения двойственности толкования предмета правового регулирования предлагается внести изменения в действующее законодательство. Наиболее сложной и практически невыполнимой является процедура внесения поправок в ст. 15 Конституции РФ, т. к. согласно гл.9 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется созвать Конституционное Собрание - орган, который в современной России еще ни разу не был собран. Целесообразно, с точки зрения автора, внести изменения в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которая дословно повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Предлагается изложить данную норму в следующей редакции: «международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы после прохождения установленных процессуальных процедур в порядке, предусмотренным соответствующим федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией и законами РФ, в целях соблюдения национальных интересов применяются правила внутригосударственного законодательства».
Исходя из того, что важным фактором, воздействующим на процесс реализации международно-правовых норм, является правосознание граждан, по отношению к которым на передний план выдвигается проблема знания прав, предусмотренных международными нормами, умение правильно использовать эти нормы, весьма актуальной на сегодняшний день является проблема укрепления международного правосознания граждан.
Международный договор – соглашение между государствами или другими субъектами международного права, заключенное в письменной форме по поводу установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей.
Сторонами в договоре являются субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью.
Стороны:
Государства – в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с ним они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров;
Государствоподобные образования – наличие договорной правосубъектности определяется международным актом о наделении статусом государственноподобного образования;
Международные организации – в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определены их учредительными актами;
Нации и народы, борющиеся за свою независимость – также могут быть участниками договорных отношений. Чаще всего они заключают договоры с государствами по вопросам образования самостоятельного независимого государства, о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение и т.п.
Действие международного договора во времени: Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу и до прекращения. Международный договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок либо быть бессрочным. Положение о сроке международного договора указывается в самом договоре. В случае, если срок международного договора истек, то стороны могут договориться о его продлении.
Действие международных договоров в пространстве и по кругу лиц: Вступивший в силу международный договор становится юридически обязательным для всех его участников.
Основания, по которым договор может быть признан недействительным, предусмотрены в Венской конвенции о праве международных договоров.
Виды недействительности:
Абсолютная недействительность – делает договор ничтожным
а) Согласие государства на обязательность договора было выражено в результате применения силы или угрозы силой;
б) Договор противоречит принципам международного права;
в) Обманные действия другого государства;
г) Подкуп представителя государства.
Относительная недействительность – делает договор оспоримым
а) Нарушение важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры;
б) Превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора.
Прекращение международного договора – означает, что он утратил свою обязательную силу для его участников и перестал порождать для них права и обязанности.
Завершая, можно констатировать, что процесс совершенствования внутригосударственного механизма реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров призван способствовать усилению взаимодействия системы международного права и национальной правовой системы и дальнейшему повышению роли Российской Федерации в обеспечении единства международной и внутренней законности.