2 Эмпирическое изучение процесса детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление исходного уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Составление комплекса занятий по детскому экспериментированию, направленных на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Читать дальше
Основной задачей образовательных реформ, предполагающих всестороннее развитие личности, способной умело ориентироваться в информационном пространстве и творчески преобразовать окружающею действительность, является развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования. На основании проведенного исследования был сделан вывод, что познавательной активности, является основой возникновения устойчивого познавательного интереса, позволяет дошкольнику расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. При наличии познавательной активности знания быстрее переходят в область активного их использования. В связи с этим является актуальным изучение проблемы специально организованной работы, реализующей педагогических условия, направленные на развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Целью данной работы было изучение развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, проектирование и апробация педагогических условий, позволяющих в процессе экспериментирования развития познавательной активности.
Для реализации указанной цели был поставлен ряд задач: изучены теоретические основы развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и проведен анализ психолого-педагогической литературы, позволившие сделать следующие выводы: познавательной активности представляет собой систему мотивационно – смысловых и инструментально –стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и тяготения к освоению новой информации.
Результатом развитие любознательности является устойчивый познавательный интерес. В рамках решения второй задачи были отобраны диагностические методики и выявлены уровни развития познавательной активности и предпочитаемый вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
При организации констатирующего исследования проанализирован уровень познавательной активности у старших дошкольников с помощью отобранных диагностических методик, позволивших установить, что у детей данной группы преобладает средний уровень познавательной активности.
В результате этого было решено разработать и апробировать систему работы, позволяющую проверить предположение о том, что развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- обогащение предметно – развивающей среды;
- внедрению цикла занятий по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования;
- интеграции разных видов детской деятельности.
Для реализации первого для условий создана развивающая среда (уголок науки, оформления стены), содержащая материалы рукотворного мира, фотографии и картинки и т.д.
При реализации второго и третьего условия познавательной активности разработан и апробирован тематический план в рамках образовательной программы «Детство», реализуемой в данном дошкольном учреждении. Для проверки эффективности проведенной работы была проведена опытно – поисковая работа.
На контрольном этапе при повторной диагностике результаты оказались более высокими, чем на констатирующем этапе, иллюстрирующие положительные показатели, что свидетельствует о повышении уровня познавательной активности.
Стоит отметить необходимость продолжить работу, направленную на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, поскольку дальнейшее повышения уровня познавательной активности и вовлеченности в познавательно – исследовательскую деятельность оказывает благоприятное влияние на общее развитие детей, расширяет их кругозор, повышает интерес к окружающему миру. Таким образом, задачи исследования решены, цели достигнуты.
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: СПБГУ, 2007. – 228 с.
2. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольников [Текст] / Дошкольное воспитание. – 1994. - №7 – с. 34 – 37.
3. Гусева, Т.А. Стилевые аспекты любознательности. Монография [Текст] / Т.А. Гусева – Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. – 170 с.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-528 с.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. ред.) М. ТЦ Сфера, 2014. – 192 с
6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]/ А. И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - С. 35 – 45 с.
7. Исакова, Н. В. Развитие позновательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н.В. Исакова – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2013. 64 с.
8. Меневцева, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. М. Маневцева, П. Г.Саморукова. – СПб.: Детство – пресс, 2003. - 213 с.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации // Под общ. Ред.Л. Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин. обр. науки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11. Римашевская Л. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //Дошкольное воспитание, 2011 - №6.с.13.
12. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика, 2011. — № 1.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2013 г.
Читать дальше