Введение.…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Образ розы и его эволюция в мировой литературе...............…. 4
Глава 2. Образ розы в русской литературе……………………………… 6
Заключение………………………………………………………………... 9
Список литературы……………………………………………………….. 10
Читать дальше
Образ розы веками волнует человеческие умы, отражаясь в творчестве, искусстве и литературе. В разные временные эпохи он выражается по-разному. Древние, античные цивилизации видели в розе источник красоты, чистоты (белая роза), величия и опасности (красная роза).
С течением времени образ розы развивался, для авторов средневековья роза представала символом Богоматери, вечной женственности [1; 3].
В классицизме роза представлялась авторами величественной госпожой, воплощением красоты [5].
Особое значение в исследовании было уделено образу розы в творчестве А.С. Пушкина, поскольку именно Пушкин подходил к описанию ее образа с разных сторон. Она для него и весна, и символ любви, творчества, поэзии, и олицетворение стойкого характера русской женщины «с шипами» [4].
Еще одним ключевым раскрытием образа розы в данной исследовательской работе стало его восприятие И.С. Тургеневым в его прозаических произведениях, хотя, если верить источникам [4], он также посвятил розе не одно своё стихотворение в прозе.
На восприятие образа розы у авторов середины XX в. накладывается отпечаток военных событий Второй Мировой войны, в нашем исследовании это видно на примере творчества Э.А. Асадова. У него роза олицетворяет боль и память о товарище, друге и дружбе, о взаимовыручке и самопожертвовании ради спасения других.
Важно отметить, что процесс эволюции образа розы в литературе крепко связан с укреплением традиции и появлении некоего стандарта видения образа этого прекрасного цветка в произведениях поэзии и прозы как образ прекрасной вечно молодой женщины. Многие авторы золотого и серебряного веков считались c традиционным взглядом на символ розы в литературе и продолжали его в своих произведениях, обращались к ней
Читать дальше
1. Березкин Ю.Е. / Мифы народов мира. – Москва: Астрель: АСТ, 2009. – 446 с.
2. Маматов Г.М. Символика соловья и розы в творчестве Б. Ю. Поплавского. Уральский филологический вестник № 5, 2016. С. 95–111.
3. Соболева Н.Е. Мифы народов мира. – М.: Просвещение, 2001.
4. Дмитриева Н.Л. Роза у Пушкина и Тургенева // Русская литература, 2000, №3. С. 101–106.
5. Русская речь. 6/2012 г. Роза в поэзии XVII - первой половины XIX века. Т.А. Трафименкова, кандидат филологических наук. С. 2–9.
6. Асадов Э.А. Что такое счастье. Поэзия. Издательство Эксмо, 2013.
7. Топорков А.Л. Стихотворение Вяч. Иванова «Три гроба»: источники и символическая структура. Новый филологический вестник № 2 (45). 2018. С. 154–165.
8. Никола М.И. История зарубежной литературы Средних веков: учебник для академического бакалавриата / М.И. Никола, М.К. Попова, И.О. Шайтанов, 2014. С. 252 – 261.
9. Алексеев М.П. Еще раз о стихотворении Пушкина «Роза». – «Русская литература», 1968. 104 с.
10. Веселовский А.Н. Избранные статьи, Л., 1939.
11. Книппер-Чехова О.Л. О А.П. Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 680–705.
Читать дальше