В соответствии с поставленной целью исследования, были решены следующие задачи:
Выявлены признаки закупочной деятельности: это процесс, т.е. система последовательно осуществляемых действий; содержанием закупочной деятельности является определенные действия: выявление потребности в товаре, работе или услуге, поиск и выбор поставщика, заключение соответствующего договора, исполнение этого договора; цель деятельности – получение товаров, работ, услуг от других субъектов; это планируемая деятельность; действия осуществляют работники корпорации, на которых возложены соответствующие функции; результат деятельности должен быть наиболее эффективным для данной корпорации; эта деятельность регулируется нормативными правовыми актами и локальными актами корпорации.
Закупочная деятельность корпорации – это процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене.
От существующих определений данное определение отличается тем, что, во-первых, в нем отражено то, что закупочная деятельность обязательно носит запланированный характер. Без этого невозможно обеспечить корпорацию всем необходимым ей комплексом товаров, работ, услуг. Во-вторых, в нем указано, что действия, входящие в закупочную деятельность, осуществляются определенными работниками корпорации, в функционал которых это входит.
Это не могут быть разовые бессистемные действия любых работников. Втретьих, в нем указано, что эта деятельность, обязательно регулируемая на локальном уровне, без этого не получится обеспечить ее системный характер. В-четвертых, то, что эта деятельность должна быть наиболее эффективна для данной корпорации. Этот признак является наиболее важным, но и проблемным. Во многих определениях указывается, что товары, работы, услуги должны быть закуплены по минимальной цене. Предлагаем признак закупки по минимальной цене заменить на признак эффективности закупок. В научной литературе нет единой позиции, что понимать под «эффективностью закупочной деятельности». Следует понимать ее как деятельность корпорации по удовлетворению потребности в необходимых материалах надлежащего качества и соответствующей цены.
Закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для данного бюджетного учреждения осуществляются за счёт государственных субсидий и за счёт собственных средств «от приносящей доход деятельности». Все закупки осуществляются в соответствии плана закупок и плана-графика закупок. План закупок содержит: цель закупки, наименование объектов и объем закупки, сроки осуществления планируемых закупок, обоснование и информации о технологической особенности объекта закупок.
Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей и требований к приобретаемым товарам. Формируется такой план на три года и контрольные органы проверяют объемы потребностей в финансировании и требования к закупкам.
План-график закупок - это более подробный план, который содержит перечень закупок товаров, работ, услуг на финансовый год и основания осуществления закупок. Такой план содержит все те же требования, что и предыдущий, включая в себя дополнительные сведения: Начальную (максимальную) цену контракта, размер аванса и этапы оплаты (если есть), дополнительные требования к поставщикам, способ выбора поставщика и обоснование выбора этого способа и информация о банковском сопровождении. Отдельно прописываются объекты закупок на сумму проведения торгов до 100 тыс. рублей и до 400 тыс. рублей.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Процесс определения поставщика выполняется при помощи одного из способов: аукцион в электронной форме; открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика; закрытые способы определения поставщиков. Но на практике, бюджетные учреждения пользуются двумя способами, максимум тремя: электронный аукцион, проведение конкурса запрос котировок.
Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
В основе контрактной системы, введенной Федеральным законом № 44-ФЗ, лежит принцип конкуренции, при которой различные участники борются за возможность получить госзаказ, предлагая наиболее выгодные условия исполнения соглашения.
Такой подход позволяет обеспечить наиболее экономное и эффективное расходование бюджетных средств. Соглашение с единственным поставщиком исключает конкурентность, поэтому допустимо в строго определенных случаях, перечисленных в ст. 93 44-ФЗ. Самые частые:
заказ товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
оказание услуг водо-, тепло- и газоснабжения, водоотведения; к
упля-продажа электроэнергии;
поставка культурных ценностей, музейных коллекций;
заказ услуг для нужд обороны страны.
Из анализа понятия и признаков закупочной деятельности выявлены ее особенности, которые необходимо учитывать при совершенствовании управления закупочной деятельностью:
1. Процессный подход закупочной деятельности, разделение ее на определенные этапы необходимо учитывать при организации управления закупочной деятельностью и при ее регулировании на локальном уровне.
2. Особое внимание следует уделять планированию закупок.
3. В каждой корпорации необходимо определить конкретные подразделения и работников, осуществляющих закупочную деятельность.
4. Необходимо проводить оценку эффективности закупочной деятельности и корректировать ее в дальнейшем по результатам оценки.
5. Должен быть разработан специальный локальный акт корпорации по регулированию закупочной деятельности.
На основе анализа современных отношений по закупкам в России и их правового регулирования выявлены особенности этих отношений на современном этапе, которые необходимо учитывать при управлении закупочной деятельностью.
Прежде всего, это то, что большая часть закупок проводится в электронном виде. Эти особенности необходимо учитывать при управлении закупочной деятельностью.
Так, например, необходимо разработка особых локальных актов корпорации по закупкам, создание специального подразделения по закупкам в корпорации, специалисты которого имеют соответствующее образование. При организации закупочной деятельности необходимо учитывать электронную форму ее ведения, что требует сопоставимости внутренних информационных систем корпорации с электронными площадками, особого документального оформления.