Инновация - это качественно отличающаяся от предшествующего продукта вещь, внедренная в производство в результате научных исследований или открытий. Инновация характеризуется продуктом или услугой, которые имеют более высокий технологический уровень или новое потребительское качество по сравнению с предыдущим продуктом.
Инновационная деятельность - это совокупность научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Функция инновационной деятельности заключается в изменении. Более того, изменения затрагивают не только технологию производства и продукцию, но и структуру организаций. Таким образом, инновации заставляют людей определенным образом реагировать на предстоящие изменения. Инновации могут быть приняты или им могут сопротивляться. Сопротивление инновациям объясняется одной причиной. Известно, что поведение людей в основном ориентировано на стабильность и социальный порядок. В старой ситуации поведение членов организации привычно и в значительной степени основано на автоматизме. Другими словами, старая ситуация представляется как рутинная и комфортная. Поскольку видение нового, необходимость перемен, лучше всего понимают на верхних уровнях управления организацией, сопротивление может возникнуть практически на любом нижнем уровне. Наименее восприимчивыми к инновациям являются менеджеры среднего звена, которые являются гарантами стабильности организации. Особенно в организациях, где руководитель организации пользуется полным доверием как авторитет, рядовые сотрудники гораздо меньше сопротивляются инновациям. Однако под влиянием руководителей среднего звена, которые имеют непосредственный деловой и личный контакт с исполнителями, менеджеры среднего звена могут не доверять инновациям и сопротивляться их внедрению.
Полученные нами эмпирические данные подтверждают выводы зарубежных исследователей о том, что компании, финансируемые из-за рубежа, в большей степени, чем российские компании, привержены поощрению инноваций, особенно личному инновационному поведению своих сотрудников. С одной стороны, это можно объяснить необходимостью поддерживать высокий уровень конкурентоспособности в неоднородной институциональной среде, что не позволяет, например, местным компаниям использовать имеющиеся у них социальные и сетевые ресурсы. С другой стороны, не вызывает сомнений важность импорта культуры для импорта капитала, что выражается в различиях в философии управления инновационно-ориентированных сотрудников, их отношении к человеческим ресурсам, отбору, обучению, стимулированию, продвижению и вовлечению в принятие решений.
Поддержка инноваций со стороны руководства необходима для обеспечения инновационного климата в организации. Настоящий лидер, будь то словом или примером, должен уметь помочь людям полностью раскрыть свой потенциал и дать им пространство и свободу для реализации своих устремлений. Главная задача менеджера - не находить правильные решения и самому решать все проблемы, а создавать атмосферу творческого поиска в управляемой команде. В этом есть большой смысл, поскольку подчиненные сами вовлечены в процесс разработки и, главное, реализации того, что они считают своим собственным, или лучшим из всех, решением.