ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, признаки и последствия пандемии в 2020 году 5
1.1. Пандемия и ее влияние на российскую экономику 5
1.2. Изменения, которые последовали из-за пандемии в России. 9
2. Государственная политика в отношении российского бизнеса в период пандемии. 13
2.1 Меры, ограничивающие развитие бизнеса, и их последствия. 13
2.2 Меры по поддержке бизнеса в период пандемии в период с 2020-2021 гг. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 43
Читать дальше
В данной выпускной квалификационной работе были все важные аспекты, которые новая коронавирусная инфекция внесла в жизнь каждого гражданина Российской Федерации.
Перед на удаленную работу, дистанционное обучение, режим самоизоляции, масочный режим, отсутствие возможности путешествия и не только. В период с апреля по май 2020 года жизнь как будто остановилась.
И конечно же, это коснулось и бизнеса, который серьезно пострадал за 2020 год, а также и вся экономика страны. Доходы населения упали, выросла безработица, некоторый бизнес не мог достаточно долгое время осуществлять деятельность и получать прибыль.
Во второй главе подробно рассмотрены меры государственной поддержки бизнеса и статистические данные. Смело можно подчеркнуть то, что меры были достаточно положительные и способные спасти весь маленький бизнес. Но на основании статистических данных, приведенных во втором параграфе 2 главы, ими мало кто смог воспользоваться.
Так же многие компании скептически отнеслись к мерам, предпринятых государством для поддержки бизнеса. Они считали, что их отрасль не относилась к пострадавшим.
Более 60% компаний назвали меры, вводимые для поддержки бизнеса, неэффективными.
Законодательно, многие строительные компании потеряли много денег за счет неустоек и просрочек, которые не смогли обосновать как обстоятельства непреодолимой силы.
Проблема использования многих мер государственной поддержки заключалась в законодательном их установлении и неподготовленности информационных технологий банков, государства и предпринимателей. Бизнес и люди не были готовы к такому быстрому переходу на онлайн бизнес, онлайн предоставление услуг. Услугами льготного кредитования многие предприниматели не смогли воспользоваться из-за повышенных требований банка к заявкам от руководителей.
Данное исследование показало факт того, что многие меры, принятые государством для поддержки бизнеса, оказались неэффективными. Многие предприниматели закрыли свои компании, подали на банкротство из-за невозможности оплачивать заработную плату, налоги и страховые взносы и иные налоги
По статистическим данным, многие предпринимали ждали понижение или отмену НДС, который «тяжелым» грузом лег на компании. Возможно, если бы в качестве мер по поддержки предпринимателей, было:
- более эффективный метод льготного кредитования компаний;
- облегчение налогового обременения, а именно понижение налоговой ставки на все виды налогов;
- возможность предоставлению кредитных каникул на более долгий срок.
Так много юридических и индивидуальных предпринимателей не прекратили бы свою деятельность. Меры, предпринятые в России, касались в основном нефинансового вопроса, а именно – мораторий на процедуру банкротства, отсутствие проверок со стороны государства. Особо подчеркну, только со стороны государства.
В Российской Федерации некоторые виды предпринимательской деятельности осуществляются на основании членства в саморегулируемую организацию. Данные организация являются некоммерческими юридическими лицами, а значит они вправе были проводить проверки своих членов на соответствии правилам той или оной саморегулируемой организации.
Тот опыт, который прошло Правительство Российской Федерации и иные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления нужен для анализа и предотвращения таких кризисных ситуаций в дальнейшем. На основании этого опыта в следующий раз или в аналогичной ситуации не будет допущены такие ошибки и механизм взаимодействия государства и бизнеса будет более налажен, чем в самый пик коронавирусной инфекции в России в 2020 году.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1998.
2. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ
3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
4. Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
5. Постановление Правительства Мурманской области от 3 апреля 2020 года № 167-ПП "О введении ограничительных мероприятий на территории муниципального образования Ловозерский район",
6. Постановление Правительства Мурманской области от 3 апреля 2020 года № 166-ПП "О введении ограничительных мероприятий на территории муниципального образования Печенгский район".
7. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" (с изменениями и дополнениями)
8. Постановление Правительства РФ от 10.05.2020 N 651 "О мерах поддержки системообразующих организаций" (вместе с "Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций Российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки") Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций Российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки.
9. Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности [Электронный ресурс]/ («Федресурс»), – Москва, 2022. Режим доступа: https://fedresurs.ru/.
10. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
11. Гордеев В. Минтруд допустил появление до 6 млн безработных в России после эпидемии [Электронный ресурс] // Сайт РБК. 28 апреля 2020 года.
12. Гришина Т. Деньги дешевые, но не бесконечные. Глава ЦБ рассказала депутатам о самочувствии банковского сектора в кризис [Электронный ресурс] // Сайт «Коммерсантъ». 28 апреля 2020 года.
13. Журнал Политическое просвещение 2020. № 3
14. Земцов С. П., Царева Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. 2020. № 5, том 27.
15. Исаева И. А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научно-практические исследования. 2020. № 5-4 (28).
16. Калабихина И.Е. Домашний труд во время пандемии: опыт России, 2020. Калабихина И.Е., Ребрей С.М // Женщина в российском обществе №. 3.
17. Кудрина А.Л. Экономика и экономическая политика в условиях пандемии. — М.: Издательство Института Гайдара, 2021. — 344 с.
18. Кузьмина О. COVID-19 и гендерное неравенство. [Электронный ресурс] // Экономическая политика во времени COVID-19. РЭШ. Апрель 2020
19. Ляшок В.Ю. Российский рынок труда: время адаптации // Экономическое развитие России, 2021. Т. 28. №. 1.
20. Ляшок В.Ю. Особенности удаленной занятости в марте-июне 2020 г. в России // Экономическое развитие России, 2020. Т. 27. №. 7.
21. Малофеев С.Н. Современные технологии формирования финансовых ресурсов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118).;
22. Международная организация труда X// Ведение бизнеса во время коронавирусного кризиса Анализ деятельности организаций работодателей и предпринимателей во время пандемии COVID-19 и перспективы//[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm
23. Реймерс В. Крупнейшие бизнес-объединения страны заявили о необходимости государственной поддержки всех отраслей экономики [Электронный ресурс]// Сайт Центральной службы новостей. 7 апреля 2020 года.
24. Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: [Коллективная монография] / Осипов Г.В. и др.; под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова, Т.К. Ростовской; отв. ред. В.К. Левашов. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2020.
25. Служба исследований HeadHunter. [Электронный ресурс]. Опрос работодателей проводился в период с 2 по 9 апреля 2020 года. Опрошено 359 представителей российских компаний. Режим доступа: https://ekaterinburg.hh.ru/article/26656
26. Сергиенко Н. С. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса: опыт развитых стран // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118).
27. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода их него // Журнал экономических исследований. 2020. № 2, том 6. С. 52
28. Исследование «Бизнес-барометр страны» проведено с 20 по 27 апреля 2020 года (первый этап). В опросе приняли участие 21 586 российских предпринимателя в 83 субъектах РФ. Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Москва, 2021. Режим доступа http://dvtpp.ru/ru/news/355539/
29. Филипенок А. Путин поручил доработать список системообразующих предприятий [Электронный ресурс]// Филипенок А., Левинская А.// Сайт РБК. 15 апреля 2020 года.
30. Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University. https://gisanddata.maps.arcgis.com/apps/opsdashboard/index. html
31. Обращение Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. // Дата обращения: 15.06.2020. Режим доступа: https://www.who.int/ru.
Читать дальше