Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Права и свободы человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами. Гарантом прав и свобод человека выступает не только государство, но и государственные органы, которые в пределах своей компетенции и полномочий, способствуют восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.
На сегодняшний день является бесспорным тот факт, что права и свободы человека и гражданина нуждаются в некоторых дополнительных гарантиях, которые смогут предоставить не только сами органы государственной власти, но и со стороны других граждан, живущих в обществе.
Граждане, реализуя свои права не должны при этом ущемлять права других граждан, то есть не должны совершать злоупотребления своими правами, когда во благо себе они приносят вред другому. Права и свободы каждого – ценность государства, поэтому его главной задачей является установление таких гарантий, при которых данные права смогут быть реализованы без причинения ущерба правам и свободам других граждан.
Под гарантиями понимаются также следующие виды защиты:
- конституционная;
- государственная;
- судебная;
- личная.
Для решения задачи, связанной существующими проблемами по вопросу гарантий прав и свобод человека и гражданина можно пойти путем создания специального государственного органа, осуществляющего выявление проблем правового регулирования, либо необходимо увеличить штат лиц, участвующих в создании нормативно-правовых актов, либо необходимо пересмотреть требования к профессиональной компетенции, необходимые для работы над нормативно-правовыми актами.
Юридические механизмы защиты прав и свобод граждан состоят из государственной и судебной защиты. Государственная защита осуществляется посредством гарантии права граждан на обращения. Реализация конституционного права на обращение в органы внутренних дел отличается особым демократизмом и предполагает преднамеренное упрощение способов подачи обращений граждан (возможность подачи обращений по телефону, непосредственно должностному лицу вне процедуры личного приема и др.), а также увеличение их количества (прием обращений посредством факсимильной связи, специальных электронных форм на официальных сайтах, мобильного приложения и т.д.) и установление дополнительных гарантий, направленных на повышение качества рассмотрения обращений граждан по существу заявленных требований (дифференциация процедуры рассмотрения различных видов обращений, сбор сведений, имеющих значение для принятия решения, учет отзывов о деятельности и др.).
Представляется, что правовые акты МВД России, регулирующие работу с обращениям граждан (несмотря на то, что являются подзаконными актами) в своей совокупности не только предоставляют различные способы подачи обращений, но и гарантируют их своевременное и всестороннее рассмотрение, тем самым, способствуя обеспечению предусмотренной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами надлежащей реализации субъективного конституционного права граждан Российской Федерации на обращение, а установленный в рассматриваемом ведомстве порядок получения и разрешения обращений граждан гарантирует эффективную охрану и защиту конституционных прав и свобод личности и предопределяет качественное обеспечение конституционного правопорядка в России.
Право – это не только тексты законов, это всегда еще и традиции, представления о должном, присущие данному обществу, без понимания и учета которых добиться эффективного исполнения формальных правил и процедур весьма затруднительно.
Эти традиции и представления со временем меняются, и порой эти изменения столь значительны, что требуют нормативного закрепления, в том числе и в Конституции РФ. Если закон будет содержать слишком абстрактные формулировки, не имеющие отношения, например, к нарушению норм судейской этики, то судьи окажутся в крайне зависимом положении. Это приведет к тому, что средства судебной защиты нарушенных прав граждан окончательно и полностью перестанут быть эффективными в случаях, когда нарушение было допущено самим государством в лице его органов власти или должностных лиц.
Конечно, поправки в Конституцию, направленные на реализацию положений первых ее двух глав, на наилучшее обеспечение, защиту и гарантирование прав и свобод человека, повышение уровня благосостояния и жизни граждан, формирование чувства собственного достоинства и гордости за отечество, заслуживают одобрения и поддержки.