Введение......................................................................................................................3 1 Архитектура русского народного жилища.......................................................5 1.1 Виды русского народного жилища..................................................................5 1.2 Конструктивные и архитектурно-декоративные особенности жилых и хозяйственных построек...........................................................................................7 2 Пропильная резьба как украшение русского народного жилища..................14 2.1 Возникновение пропильной резьбы............................................................14 2.2 Пути развития пропильной резьбы................................................................17 2.3 Формы и мотивы пропильной резьбы..............................................................20 2.4 Художественные особенности пропильной резьбы.........................................25 Заключение.............................................................................................................29 Список использованных источников.......................................................................31

Архитектурные украшения русского народного жилища

курсовая работа
Культура
30 страниц
80% уникальность
2022 год
54 просмотров
Лаврик В.
Эксперт по предмету «Мировая Художественная Культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение......................................................................................................................3 1 Архитектура русского народного жилища.......................................................5 1.1 Виды русского народного жилища..................................................................5 1.2 Конструктивные и архитектурно-декоративные особенности жилых и хозяйственных построек...........................................................................................7 2 Пропильная резьба как украшение русского народного жилища..................14 2.1 Возникновение пропильной резьбы............................................................14 2.2 Пути развития пропильной резьбы................................................................17 2.3 Формы и мотивы пропильной резьбы..............................................................20 2.4 Художественные особенности пропильной резьбы.........................................25 Заключение.............................................................................................................29 Список использованных источников.......................................................................31
Читать дальше
Актуальность. Один из самых крепких корней, привязывающих человека к родной земле с ее древней памятью - народное зодчество. Старинные деревянные постройки, сохранившие вековые традиции конструкции и украшения, неразрывно связанные с ландшафтом, наполняющие его живым ощущением единения человека с окружающим миром - замечательный источник, в котором достоверные сведения о прошлом предстают в глубоко одухотворенной поэтической форме. В течение долгого времени внимание исследователей было сосредоточено на богатейшем материале крестьянской архитектуры, что было совершенно естественно с точки зрения обращения к изначальным русским традициям, определяющим весь дальнейший путь развития зодчества. При этом были подвергнуты глубокому и всестороннему изучению преимущественно памятники европейской части России, в особенности северных и центральных территорий. Сибирская крестьянская архитектура только в XX столетии стала объектом целенаправленных и систематических исследований, возможности которых не исчерпаны до сих пор. Деревянная архитектура, украшенная резьбой, вносила эстетическое начало в повседневную бытовую среду и обеспечивала постоянное соприкосновение человека не только с глубинными историческими источниками, но и с неиссякаемой фантазией, оптимизмом, высоким творческим потенциалом народных мастеров, которые зачастую были подлинными художниками и виртуозами своего дела. Значение домовой резьбы не исчерпывается декоративной функцией -в резном декоре старой архитектуры русских городов была сосредоточена огромная по объему и разнообразию художественная информация, характеризующая различные процессы развития народного искусства и его взаимодействия с официальной культурой. Изучение резного декора деревянной жилой архитектуры является актуальной научной искусствоведческой задачей, особенно в связи с процессом стремительного исчезновения исторической городской застройки.


Узнайте стоимость реферата на заказ в Иркутске , зайдя на сайт Work5.


. Цель – изучить архитектурные украшения русского народного жилища. Задачи: – рассмотреть виды русского народного жилища; – изучить конструктивные и архитектурно-декоративные особенности жилых и хозяйственных построек; – проанализировать возникновение пропильной резьбы; – проанализировать пути развития пропильной резьбы; – изучить формы и мотивы пропильной резьбы; – исследовать художественные особенности пропильной резьбы. Объект – архитектура русского народного жилища. Предмет – пропильная резьба как украшение русского народного искусства. Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
На декоративное убранство крестьянского жилища оказали влияние многие факторы: географическое и экономическое положение, строительные традиции, степень развития кустарных и отхожих промыслов. Крестьянские плотники-отходники из разных районов имели свой стиль, манеру и навыки мастерства, передававшиеся из поколения в поколение. Сложность архитектурной отделки и качество ее исполнения всегда зависели от имущественного положения семьи. Непосредственное влияние на декоративное убранство северного дома оказала церковная и гражданская городская архитектура. Большое значение имело также индивидуальное творчество мастера, придающее декоративному решению дома черты самобытности. В орнаменте резьбы или скульптурных фигурах, украшающих традиционный дом, воплотилось понимание микро- и макрокосмоса. Особенность орнаментальной символики состояла в том, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир. На протяжении веков шло формирование декоративно-художественных приемов оформления различных архитектурных элементов крестьянского дома. Символика декоративного убранства неотделима от архитектурно-конструктивных особенностей: декор — это часть архитектурной конструкции. Способ крепления декора на сооружении может рассматриваться в контексте: конструкции, архитектурного украшения и символа. Эта взаимосвязь укладывается в следующую триаду: функция — канон — украшение. Декоративное убранство русского народного жилища содержало символы как православные, так и языческие, как социальные по своему смыслу, так и природные: на божнице — лики святых, охлупень — символ солнца. Объединенные в целостном культурном смысле архитектуры северного крестьянского дома-двора, они являют единство народной культуры, моделирующей весь крестьянский мир, во взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Отсюда следует вывод: мастер, рубивший избу и изготовлявший все необходимое для нее, был до начала XX в. скорее зодчим, чем просто плотником. Кроме того, дерево, по его представлениям, имело душу, которую нужно было ублажить жертвоприношением и соответствующим заговором или обрядом. Именно поэтому традиционное народное зодчество, обладая комплексом культурных смыслов, в основе своей было магически-сакральным. Орнаментация декора представляет собой знаковую систему. Архитектурные и декоративные элементы составляли не только часть конструкции жилища, но и «конструкции» крестьянского мировоззрения, где определяющее место принадлежит православию и мифопоэтическому мировосприятию русского народа. В орнаменте резьбы, в скульптурных фигурах, украшающих северный дом, отразилась традиционная архаичная картина мира его строителей. Сбалансированность утилитарных и символических функций определила ту исключительную роль, которая дает возможность говорить о русской народной архитектуре как о феномене культуры.
Читать дальше
1. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. — Л.: Наука, 1983. — 188 с. 2. Бломквист, Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов/ Э.Е. Бломквист // Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX — нач. ХХ в. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — С. 3—458. 3. Гришина, И.Е. О развитии декоративных мотивов в деревянном крестьянском зодчестве Российского Севера /И.Е. Гришина// Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера: межвуз. сб. — Петрозаводск: Петрозавод. ун-т, 1991. — С. 72—89. 4. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского севера»: каталог. — Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1999. — 154 с. 5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. — Т. 2. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 1118 с. 6. Едемский, М.Б. О крестьянских постройках на Севере России / М.Б. Едемский// Живая старина. — СПб., 1913. — Вып. 1/2. — С. 25—116. 7. Забелин, И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве / И.Е. Забелин. — М.: Гроссман и Кнебель, 1900. — 160 с. 8. Копалинский, В. Словарь символов / В. Копалинский. — Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. — 267 с. 9. Лавонен, Н.А. Стол в верованиях карел / Н.А. Лавонен. — Петрозаводск: Периодика, 2000. — 173 с. 10. Маковецкий, И.В. Памятники народного зодчества русского Севера: по материалам комплексной экспедиции Ин-та истории искусств АН СССР и Гос. Ист. музея / И.В. Маковецкий. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. — 182 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие, признаки и виды убийства
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Задачи, стоящие перед российским уголовным законом»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Макроэкономическая политика: цели и основные направления
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image