Введение......................................................................................................................3
1 Архитектура русского народного жилища.......................................................5
1.1 Виды русского народного жилища..................................................................5
1.2 Конструктивные и архитектурно-декоративные особенности жилых и хозяйственных построек...........................................................................................7
2 Пропильная резьба как украшение русского народного жилища..................14
2.1 Возникновение пропильной резьбы............................................................14
2.2 Пути развития пропильной резьбы................................................................17
2.3 Формы и мотивы пропильной резьбы..............................................................20
2.4 Художественные особенности пропильной резьбы.........................................25
Заключение.............................................................................................................29
Список использованных источников.......................................................................31
Читать дальше
На декоративное убранство крестьянского жилища оказали влияние многие факторы: географическое и экономическое положение, строительные традиции, степень развития кустарных и отхожих промыслов. Крестьянские плотники-отходники из разных районов имели свой стиль, манеру и навыки мастерства, передававшиеся из поколения в поколение. Сложность архитектурной отделки и качество ее исполнения всегда зависели от имущественного положения семьи. Непосредственное влияние на декоративное убранство северного дома оказала церковная и гражданская городская архитектура. Большое значение имело также индивидуальное творчество мастера, придающее декоративному решению дома черты самобытности.
В орнаменте резьбы или скульптурных фигурах, украшающих традиционный дом, воплотилось понимание микро- и макрокосмоса. Особенность орнаментальной символики состояла в том, что это были не единичные символы, а целостная система, воспринимающая окружающий мир. На протяжении веков шло формирование декоративно-художественных приемов оформления различных архитектурных элементов крестьянского дома. Символика декоративного убранства неотделима от архитектурно-конструктивных особенностей: декор — это часть архитектурной конструкции. Способ крепления декора на сооружении может рассматриваться в контексте: конструкции, архитектурного украшения и символа. Эта взаимосвязь укладывается в следующую триаду: функция — канон — украшение.
Декоративное убранство русского народного жилища содержало символы как православные, так и языческие, как социальные по своему смыслу, так и природные: на божнице — лики святых, охлупень — символ солнца. Объединенные в целостном культурном смысле архитектуры северного крестьянского дома-двора, они являют единство народной культуры, моделирующей весь крестьянский мир, во взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Отсюда следует вывод: мастер, рубивший избу и изготовлявший все необходимое для нее, был до начала XX в. скорее зодчим, чем просто плотником. Кроме того, дерево, по его представлениям, имело душу, которую нужно было ублажить жертвоприношением и соответствующим заговором или обрядом. Именно поэтому традиционное народное зодчество, обладая комплексом культурных смыслов, в основе своей было магически-сакральным. Орнаментация декора представляет собой знаковую систему. Архитектурные и декоративные элементы составляли не только часть конструкции жилища, но и «конструкции» крестьянского мировоззрения, где определяющее место принадлежит православию и мифопоэтическому мировосприятию русского народа. В орнаменте резьбы, в скульптурных фигурах, украшающих северный дом, отразилась традиционная архаичная картина мира его строителей. Сбалансированность утилитарных и символических функций определила ту исключительную роль, которая дает возможность говорить о русской народной архитектуре как о феномене культуры.
Читать дальше
1. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. — Л.: Наука, 1983. — 188 с.
2. Бломквист, Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов/ Э.Е. Бломквист // Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX — нач. ХХ в. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — С. 3—458.
3. Гришина, И.Е. О развитии декоративных мотивов в деревянном крестьянском зодчестве Российского Севера /И.Е. Гришина// Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера: межвуз. сб. — Петрозаводск: Петрозавод. ун-т, 1991. — С. 72—89.
4. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского севера»: каталог. — Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1999. — 154 с.
5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. — Т. 2. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 1118 с.
6. Едемский, М.Б. О крестьянских постройках на Севере России / М.Б. Едемский// Живая старина. — СПб., 1913. — Вып. 1/2. — С. 25—116.
7. Забелин, И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве / И.Е. Забелин. — М.: Гроссман и Кнебель, 1900. — 160 с.
8. Копалинский, В. Словарь символов / В. Копалинский. — Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. — 267 с.
9. Лавонен, Н.А. Стол в верованиях карел / Н.А. Лавонен. — Петрозаводск: Периодика, 2000. — 173 с.
10. Маковецкий, И.В. Памятники народного зодчества русского Севера: по материалам комплексной экспедиции Ин-та истории искусств АН СССР и Гос. Ист. музея / И.В. Маковецкий. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. — 182 с.
Читать дальше