Александр Солженицын был плодовитым писателем и мемуаристом, чье дело жизни в лучших традициях русской литературы вышло за рамки чистой литературы. Он был моральным и духовным лидером, чьи книги были известны как своим этическим измерением, так и эстетическими качествами. В период с 1968 по 1976 год он был выдающейся фигурой в двойном мире литературы и политики, выражая боль своего многострадального народа и в одиночку бросая вызов автократическому правительству одной из двух мировых сверхдержав.
Моральный авторитет Солженицына не был легко заработан. Отчасти это был плод горького личного опыта сталинских лагерей. Но уроки, которые он извлек из своего опыта, и то, как он озвучил страдания трех поколений советских жертв в таких сильных романах, как «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус» и «В круге первом», обеспечили ему роль совести нации.
Позже он проявил непревзойденное физическое и моральное мужество, написав и опубликовав свой выдающийся труд «Архипелаг ГУЛАГ» — бурное повествование, смешивающее историю, политику, автобиографию, документальный фильм, разъедающие личные комментарии и философские размышления в одну из самых выдающихся эпопей 20-го века. литература.
Не последним достижением Солженицына было его возрождение русского идеала писателя XIX века как светского пророка. Один дальновидный читатель написал ему однажды: «Как бы ни обстояло дело, мы всегда чувствовали себя лучше, когда у нас есть Тургенев, Толстой, Чехов. Нам мало, чтобы писатель был хорошим писателем, хотя бы великий писатель. Он должен быть тем, кого мы можем любить».
Мексиканский писатель Октавио Пас приписывал силу Солженицына тому, что он продолжал еще более древнюю традицию православия, которая научила его терпеть жертвы и рисковать даже смертью, чтобы свидетельствовать: «В век лжесвидетельств писатель становится свидетель человеку».
С момента высылки Солженицын уверял, что вернется в Россию, и был прав. С большим скептицизмом наблюдая за горбачевской перестройкой с выгодной позиции в Вермонте и оставаясь в стороне еще три года после того, как Ельцин демонтировал коммунизм, он триумфально вернулся в мае 1994 года, отправившись из Владивостока в Москву на поезде. Он изложил свои политические взгляды на будущее России в двух длинных эссе «Восстановление России» и «Как нам организовать Россию» и вполне ожидал, что политическая элита страны проконсультируется с ним, но этого не произошло. Его встретили с искренней теплотой и благодарностью, но политики (до получившего широкую огласку личного визита Путина несколько лет спустя) держались на расстоянии, и его недолгое пребывание в качестве ведущего недолговечного телешоу быстро закончилось.
В очередной раз Солженицын удалился от посторонних глаз, поселившись на благоустроенной вилле на окраине Москвы. Но, несмотря на преклонный возраст, он придерживался напряженного рабочего графика и редко выпадал из новостей. После публикации многочисленных фрагментов, оставшихся от его работы над «Красным колесом», он выпустил второй том своих мемуаров «Невидимые союзники» (1995), продолжение «Дуба и теленка», описывающее его опыт на Западе, а затем монументальную историю. евреев в России, двести лет вместе (2001-02). Первый том вызвал ожесточенные споры: многие обвиняли Солженицына в едва скрываемом антисемитизме — обвинение, которое преследовало его с момента появления августа 1914 года, — но другие защищали его мужество в решении такой спорной темы, находя ее типичной для Соженицына. гений выращивания и изучения»
Солженицын был по существу старомодным художником, работавшим в рамках условностей романа XIX века, но давление его экстремальной тематики, страсть и дисциплина, которые он привносил в свое ремесло, а также требования времени помогли ему расширить границы своего творчества. Русский реализм и найти для него новые выразительные возможности. Он был правдивым и моралистом редкой силы, чья приверженность идеалам свободы и справедливости вывела его за пределы литературы в области истории, философии, религии, политики и международных отношений.
В заключение подтвердим, что утверждение о многогранности личности Александра Исаевича Солженицина, полностью находит свое подтверждение и отражение в данной курсовой работе. В работе были использованы как его личные статьи, заметки, вычитки из его рассказов и романов, так и свидетельства о нем его современников и статьи из Средств Массовой Информации. Работая над данным проектом, он открылся мне совершенно с иной стороны, чем представлялся ранее. Отвергнутый властью, но при этом тепло встреченный народом, он выражал свое мнение посредством искусства, через художественные произведения и своих персонажей, Солженицын хотел показать людям мир таким, как видел его он сам. Ему удалось это сделать, ориентируясь на советскую аудиторию, он возможно и сам не ожидал, что на него обрушится беспрецедентная по своим охватам для советского гражданина, популярность.
Из той информации, что мне удалось охватить изучая творчество публициста А.И. Солженицына, можно прийти к выводу, что пик и расцвет его как влиятельного игрока на мировой арене, был спровоцирован мощнейшим ударом по сознанию народа и мира в целом, и связан с выходом его романа «Архипелаг ГУЛАГ». Дальнейшее развитие масштаба его личности являлось отголоском или инерцией от той истории которая словно снежный ком потянула его в пучину мировой известности и признания.