Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников с помощью экскурсии
1.1. Понятия «познавательная активность», «экскурсия» как педагогическая категория
1.2. Классификация и виды экскурсий для детей младшего школьного возраста
Глава 2. Методические основы формирования познавательной активности младших школьников с помощью экскурсии на уроках окружающего мира
2.1. Методика организации и проведения экскурсий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.2. Виды диагностик уровня сформированности познавательной активности младших школьников
Заключение
Список литературы
Читать дальше
В ходе работы были выявлены теоретические основы познавательного интереса, его сущность, показатели, этапы формирования, психологическая структура и особенности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется условиям, необходимым для успешного формирования наблюдательности младшего школьника.
В результате анализа педагогической, психолого-методической и специальной литературы установлено, что проблема формирования наблюдательности младших школьников весьма актуальна для современной школы, так как наблюдательность является одним из важнейших условий эффективное обучение. Организация и проведение внеурочной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к учебе, что вызвало такое проявление активности, как:
- высокая степень активности;
появление вопросов и поиск ответов, самостоятельно сделанные выводы;
- желание поделиться с одноклассниками интересными фактами, полученными вне урока, и о том, что узнали на уроке с родителями, принять участие в обсуждении, дополняя ответы товарищей;
- энтузиазм в процессе самостоятельного выполнения заданий;
- желание участвовать во внеурочной деятельности;
- самостоятельное чтение дополнительной литературы;
- использование полученных знаний в практической работе, повседневной жизни.
Учителю необходимо знать уровень развития наблюдательности детей и работать с каждой группой учащихся. Проведенная работа позволяет сделать вывод, что при правильном методическом включении в учебный процесс она способствует повышению качества знаний учащихся и формированию у них глубокого и устойчивого интереса.
Читать дальше
1. Балабаева, Н.В., Шадринск, Г. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников/ Профессиональное педагогическое образование. – 2015. -№1. – с. 34-36.
2. Беляева, Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения/ Эксперимент и инновации в школе. – 2017. - №3. – с. 39-43.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательство Ростовского университета, 2017. – 173 с.
4. Вохминова, Л.В., Савченко, А.П. Познавательная активность младших школьников: проблемы, перспективы развития/ Педагогика, психология. – 2020. -№1. – с. 120-123.
5. Гадельшина, А.А., Сулейманова, Ф.М. развитие познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности при проведении экскурсионных занятий/ Педагогические науки. – 2021. - №6. – с. 25-30.
6. Галкина, Т.В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы/ Вестник ТГПУ. – 2011. -№4. – с. 63-67.
7. Григорьева, Е.В., Трушникова, А.З. Дневник наблюдения за уральской природой. – Челябинск.: Абрис, 2018. – 43 с.
8. Джиоева, А.Ф. О видах универсальных учебных действий младших школьников как педагогический феномен/ Синергия. – 2016. - №1. – с. 7-11.
9. Кривоногова, Н.Н. Методические рекомендации проведения экскурсии в начальной школе/ Молодой ученый. – 2017. - №49. – с. 368-369.
10. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций/ Б.Т. Лихачев. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 647 с.
11. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения/ В.Я. Лысова, Т.С. Яковлева. – М.: АРКТИ, 2010. – с. 15.
12. Сафонова, О.В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения/ Инновационная наука. – 2018. - №5. – с. 106-109.
13. Романова, И.А. Педагогическая система развития культуры интеллектуальной деятельности младших школьников/ Вестник ТГПУ. – 2016. - №1, - с. 87-89.
14. Яхъяева, А.Х. Младший школьный возраст: психоого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей/ Вестник ЧГПУ. – 2018. - №4. – с. 306-309.
Читать дальше