Введение 3 Глава 1. Роль семейной группы в формировании учебной-познавательной мотивации младшего школьника 1.1. Влияние семейной группы на развитие личности ребенка 8 1.2. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии 13 1.3. Сущность понятия учебно-познавательной мотивации 20 Вывод по первой главе 28 Глава 2. Методы исследования семейной группы на процесс становления учебно-познавательной мотивации младшего школьника 2.1. Содержание и формы методов семейного воспитания и влияние их на процесс учебно-познавательной мотивации. 29 2.2. Диагностика методов, направленных на изучение семьи и методов семейного воспитания. 47 Вывод по второй главе 58 Заключение 59 Список литературы 60

Влияние семейной группы на становление учебно-познавательной мотивации младших школьников

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
75% уникальность
2022 год
38 просмотров
Каретина Л.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Роль семейной группы в формировании учебной-познавательной мотивации младшего школьника 1.1. Влияние семейной группы на развитие личности ребенка 8 1.2. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии 13 1.3. Сущность понятия учебно-познавательной мотивации 20 Вывод по первой главе 28 Глава 2. Методы исследования семейной группы на процесс становления учебно-познавательной мотивации младшего школьника 2.1. Содержание и формы методов семейного воспитания и влияние их на процесс учебно-познавательной мотивации. 29 2.2. Диагностика методов, направленных на изучение семьи и методов семейного воспитания. 47 Вывод по второй главе 58 Заключение 59 Список литературы 60
Читать дальше
Вопрос уровня учебной мотивации в наше время весьма актуален. Это обусловлено снижением общего уровня знаний среди учеников, затруднения, возникающие при сдаче экзаменов, общим равнодушием к учебной деятельности у учащихся. Учебно-познавательная мотивация должна быть ориентирована на основную цель учебной деятельности - получение навыков и знаний, в соответствии с новыми ФГОС. Но зачастую мотивы к обучению у школьников обусловлены социальными факторами: желанием занять определенное место среди одноклассников, желанием угодить учителям и понравиться им, желанием оправдать надежды родителей, боязнью наказания с их стороны. Многие же школьники совершенно равнодушны к учебе и не имеют никаких мотивов, кроме получения аттестата. Все это обусловило возникновение вопроса о факторах, влияющих на учебную мотивацию.


Как купить дипломные работы ? На сайте Work5.


Одним из возможных факторов влияния являются семейные группы. Семья играет особую роль в обучении и воспитании. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его роста и развития. «Для того чтобы развиться – интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно – ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни» (У. Бронфенбреннер). Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья. С момента прихода ребенка в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать влияние на его учебно-познавательную деятельность. Значительную часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием ее активности. Проблема учебной мотивации была затронута во множестве трудов отечественных (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, П. М. Якобсон, А. К. Маркова, Е. П. Ильин и др.) и зарубежных (Б. Ф. Скиннер, К. Роджерс, М. Чиксентмихайа, Х. Хекхаузен, Э. Диси, Р. Райан и др.) ученых. Большинство советских психологов, изучающих учебно-познавательные мотивы, решают проблему их формирования путем специальной организации ряда психологических условий, главным из которых, как правило, является тип обучения. Преимущество таких работ и то общее, что их объединяет, заключается в стремлении сформировать адекватный мотив учебной деятельности, через организацию самой деятельности. Однако, поскольку все аспекты мотивационно-потребностной сферы личности необходимо рассматривать в контексте целостной личности, включенной в определенную социальную ситуацию, недооценка реальных влияний социальной среды, сопровождающих процесс обучения, может свести на нет результаты обучения. Референтность – это живой канал, связывающий человека с миром; это создает своего рода поляризацию личности: повышенная чувствительность к одним воздействиям и невосприимчивость к другим. Поэтому любым процедурам формирования устойчивых личностных характеристик должен предшествовать анализ социальной ситуации развития, т. е. прежде всего анализ качественных особенностей деятельностного контакта ребенка и его референтной группы. Исходной, самой первой и поначалу единственной референтной группой для ребенка является семья. С момента рождения он окружен ограниченным, замкнутым кругом взрослых, где старший является источником знаний об общественных явлениях. При этом уже на этапе школьного обучения семья продолжает играть важную роль как институт социализации. Ребенок младшего школьного возраста, как правило, не способен самостоятельно осмыслить ни учебную деятельность в целом, ни многие ситуации, которые с ней связаны. Само по себе бессмысленное, с точки зрения малыша, пишущие палочки приобретают глубокий смысл, если родители считают это занятие важным, проявляют к нему внимание и интерес. Присвоение новых мотивов, в том числе и познавательных, начинается в коллективно-распределенной деятельности внутри референтной группы, и каждая семейная референтная группа характеризуется определенным стилем взаимодействия. В стилях взаимодействия и воспитательных тактиках, применяемых родителями по поводу обучения, проявляется значение, которое имеет Учебно-позновательная деятельность для родителей. Мотивы родителей обнаруживаются в общении с детьми не прямо, а косвенно - в оценочных, смысловых интерпретациях действий, поведения ребенка, в том числе в поведении в школьных ситуациях, связанных с учебной деятельностью, и ситуациях, связанных с более широкой деятельностью познания. Референция делает эти интерпретации личностно значимыми для ребенка. Принимая толкование поступка, ребенок принимает и значение этого поступка, а следовательно, и его мотив, усваивает мотив. Если в интерпретации действий референтный взрослый придерживается какого-либо одного направления, то постепенно мотивы, характеризующие это направление, становятся все более устойчивыми, занимают все более прочную доминирующую позицию и начинают проявляться в реальном самостоятельном поведении ребенка, в его собственных оценках. собственных и чужих поступков. Выбор темы «Влияние семейной группы на становление учебно-познавательной мотивации младших школьников» обусловлен тем, чтобы на примере исследования показать, что роль семейной группы в воспитании и обучении ребенка, в развитии его учебно-познавательной мотивации несомненна. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель данной работы – определить роль семейной группы в формировании учебно-познавательной мотивации школьников. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:  изучить роль семьи в развитии личности ребенка;  рассмотреть классификацию родительских стилей воспитания у отечественных и зарубежных ученых;  проанализировать понятие учебной мотивации;  рассмотреть содержание и методы форм семейного воспитания и их влияние на учебно-познавательную деятельность младшего школьника; Объектом исследования выступает процесс учебно-познавательной мотивации младших школьников. Предмет работы – взаимосвязь семейной группы и учебно-познавательной мотивации младшего школьника. Гипотеза: повышение эффективности процесса учебно-познавательной мотивации младших школьников возможно в следующем случае:  школьнику в формировании познавательных интересов помогают не только учителя, но и родители;  в семье родители способствуют развитию интереса к обучению, используя разнообразные пути сотрудничества со своими детьми. Методологической основой исследования являются философские, социологические, культурологические, психологические и педагогические концепции обучения младшего школьника. Практическая значимость данной работы в возможности использования полученных данных на родительских собраниях и педсоветах при работе педагога с родителями по повышению учебной мотивации у их детей. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в качестве основания для написания новых исследовательских работ студентами педагогических специальностей. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Читать дальше
Результаты нашей работы позволяют сделать выводы о существенной роли референтности в процессе присвоения мотивов и о том, что смысловые интерпретации, а следовательно, и отраженные в них мотивы могут стать значимыми для ребенка в силу высокой значимости взрослого-интерпретатора. Если у родителей, связанных со своими детьми узами референтности, доминируют узколичные, престижные и т.п. мотивы, в принципе не адекватные учебной деятельности, то попытки сформировать у детей специфический для учебной деятельности учебно-познавательный мотив встречают серьезные трудности. То же относится и к детям, для которых учебная деятельность не является ценностью, а семейная группа нереферентна. Решением проблемы могло бы быть перенесение свойств референтности на педагога, являющегося транслятором социально ценной мотивации, однако такое перенесение само по себе представляет проблему и его возможность зависит от того, насколько успешно устанавливались референтные связи со взрослыми в дошкольной жизни ребенка, а также, если такие связи устанавливались достаточно успешно,- от того, насколько референтный взрослый способен «передать» учителю своего ребенка, сделать учителя авторитетом в глазах ребенка и в конце концов наделить учителя свойствами референтности. Поэтому информация о характере мотивационной направленности ребенка и о том, насколько референтны родители для того или иного учащегося, чрезвычайно важна в деле построения обучения, поскольку преобразует задачу создания познавательной мотивации в более соответствующую реальности задачу коррекции в соответствии с требованиями школы и уже имеющихся форм мотивации. По нашему мнению, использованные в данном исследовании методики могут стать инструментом психологической диагностики педагогического психолога-практика.
Читать дальше
1. Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: Психология и педагогика. –№ 4.- 2011. 36-39с. 2. Апшева С.Ю., Насипова Р.З. Исследование влияния семьи на академическую успеваемость младших школьников.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- № 42.- 2015. 13-17с. 3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.192 с. 4. Боулби, Дж. Детям – любовь и заботу. Психология развития. Хрестоматия/Дж. Боулби.-Санкт-Петербург: «Питер», 2001. 512 с. 5. Бурменская, Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби//Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 1 6. Вестник Белгородского института развития образования. 2019. 2019, № 1 (11). - 2019. - 161, [1] с. 7. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2013.170 с. 8. Волжина О.И. Идеально-типическая модель семьи как предмет социологии культуры // Знание. Понимание. Умение. – 2012. № 3. – 202-207с. 9. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИПП, 2011. - 214 с. 10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2011.- 507 с. 11. Дружинин В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2011. - 176 с. 12. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М.: Педагогика, 2014. - 422 с. 13. Зацепина К.Н. Влияние семьи на развитие личности ребенка.// Международный студенческий научный вестник.- №2.2011.13-16с. 14. Иванова В. В. Роль семьи в воспитании детей.// Мир современной науки.- № 5 (20). 2013.1-5с. 15. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с. 16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2011. 340 с. 17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /М.И. Лисина. -Воронеж: МО ДЕК, 1997. - 38с. 18. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Издательский центр «Академия» 2011. - 195с. 19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. - 158 с. 20. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2011 г. -74 с. 21. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. М.: КноРус, 2012. - 496 c. 22. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании. М.: МПСИ, 2014. - 130 с. 23. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. Волгоград: ВГПУ, 2010. - 204 с. 24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. М.: Народное образование, 2008. - 256 с. 25. Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика. М.: Владос, 2011. - 358 с. 26. Смирнов Т.А. Семья как институт социализации личности (социально-философское исследование) : монография. - Норильск : НИИ, 2013. - 166 с. 27. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. // Международный студенческий научный вестник. 2013. С. 180-183. 28. Шаг в науку : материалы региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИЭО НГПУ (Новосибирск, 22-26 апреля 2019 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт физико-математического и информационно-экономического образования ; [редакционная коллегия : Ю. В. Сосновский и др.]. - Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. - 334 с. 29. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Одиночество как фактор активности в социальных сетях
Количество страниц:
34
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Психологическое исследование образа кумиров у современных подростков
Количество страниц:
60
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Диаспоры в этническом предпринимательстве в России
Количество страниц:
25
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image