ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУМИРОВ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7 1.1. Кумиры с точки зрения психологии 7 1.2. Роль кумиров в формировании личности подростка 15 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА КУМИРА У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 35 2.1. Описание методов исследования 35 2.2. Обработка полученных результатов исследования 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Психологическое исследование образа кумиров у современных подростков

курсовая работа
Психология
60 страниц
76% уникальность
2022 год
74 просмотров
Федотова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУМИРОВ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7 1.1. Кумиры с точки зрения психологии 7 1.2. Роль кумиров в формировании личности подростка 15 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА КУМИРА У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 35 2.1. Описание методов исследования 35 2.2. Обработка полученных результатов исследования 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Читать дальше
Тема «Психологическое исследование образа кумиров у современных подростков». Рассмотрим актуальность выбранной темы. В период юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе.


Какая цена написания диплома на заказ ? Посчитаем на сайте.


Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем, как человек выглядит, как он проявляется, как выглядит в глазах других людей, что ему нравится, необходимость найти себя, свое предназначение, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Это период поиска своей эго-идентичности, сбора и анализа своих социальных ролей и интегрирования этих многочисленных образов воедино, в целостное представление о собственной личности, формирования на этой основе собственных идеалов и ценностей. Усвоение системы ценностей происходит под влиянием общества с его законами, традициями, культурой, системой воспитания, огромное влияние могут оказывать сверстники, друзья, те малые группы, в которые непосредственно включен индивид. В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными институтами образования и воспитания семьей и школой в нём всё большую роль играет выбор своего героя, кумира. Проблема, следовательно, состоит в том, что нынешнее поколение не принимает ценности старшего поколения. Подростки формируют свои ценности, на основании показываемого им виртуального мира, дети становятся более грубыми, замкнутыми, живущими в другом мире, виртуальном. И это обусловлено также влиянием современных кумиров, которые пришли из другой реальности. Многим людям, особенно, старшего поколения кажется, что подростки нашли свои идеалы в виртуальном мире, где ухоженные, модно одетые, успешные мальчики и девочки беззаботно проводят дни, целенаправленно двигаясь вперед, желая стать постоянными героями светских хроник. Многие указывают, что кумирами нынешних детей стали олигархи и политические деятели, те, кто занимает высокое социальное положение или живёт с максимальным комфортом. Детско-юношеский период во многом основан на копировании поведения взрослых. В первые годы жизни образцами для подражания и ролевыми моделями для ребенка являются его родители. Ну, а в подростковом возрасте, когда нужно всячески доказывать свою независимость от мам и пап, жизненными ориентирами для многих юношей и девушек очень часто становятся успешные, богатые и знаменитые люди из самых разных сфер жизни. Конечно, далеко не все мальчики и девочки проходят через эту стадию, но количество «болеющих» «кумироманией» среди них по-прежнему очень велико. Современные подростки выбирают себе других кумиров, не таких как подростки 20-30 лет назад. Каждое новое поколение создаёт своих собственных героев. Безусловно, есть они и у современных подростков. Как было сказано выше, нынешние подростки живут в эпоху информационного изобилия, поэтому им очень сложно концентрироваться долгое время на идеализации какого-то одного персонажа. Именно поэтому проблема «кумиромании» не так актуальна для нынешних подростков, как для представителей предыдущих поколений. Точнее оно немного другое. Если раньше дети выбирали себе кумиров на несколько лет, то сейчас – максимум на один сезон (или вообще на несколько месяцев). Уж слишком много героев поставляет им современное общество потребления, и зацикливаться на каком-то одном из них довольно проблематично. Тем не менее, юношам и девушкам по-прежнему нужны знаменитые люди в качестве ролевых моделей и образцов для подражания. Они копируют их жизненный стиль, поведение, манеру одеваться и т.д., полагая, что это сделает их такими же крутыми и выдающимися личностями. Или просто бездумно им поклоняются, воспринимая их как идеальных представителей человеческого рода. Следует предположить, что, как и раньше, в категорию кумиров у современных подростков входят зарубежные и отечественные звёзды шоу-бизнеса и спорта (в связи со всеобщей глобализацией, иностранных знаменитостей среди детско-юношеских кумиров сейчас стало гораздо больше, чем раньше). Но следует также отметить, что есть новые течения, такие как Интернет-кумиры. Это блогеры, имеющие миллионы подписчиков, мастера селфи и авторы видеороликов, набирающих огромное количество просмотров на YouTube и т.д. Так у современных подростков появляются кумиры те люди, которые «ничего» не делают, имеют много подписчиков и миллионные просмотры. Именно так их видят дети, так они записывают их себе в память в виде кумиров. Редким исключением являются подростки, выбирающие себе в качестве объекта для подражания, какого-то малоизвестного, андеграундного персонажа. Большинство мальчиков и девочек всё-таки копируют представителей мейнстрима, тех, кто заслуженно или незаслуженно получил свою порцию славы благодаря средствам массовой информации и дезинформации. Теоретический анализ информации и исследований в области такого феномена, как кумир у подростка показал, что с появлением информационных технологий у детей пропадает необходимость создания для себя кумира, как это было 20-30 лет назад. На данном этапе дети отказываются от образа кумира и уходят больше в краткосрочные наблюдения за вспыхивающими личностями, которые очень быстро сгорают. Также стоит отметить, что последние крупные исследования, проводимые в этом направлении, были более 10 лет назад, хотя вопрос достаточно важный для формирования личности подростка. Таким образом, в современном пространстве подростки стали больше выбирать в кумиры блогеров, которые постоянно меняются и меньше предпочтения остается у детей к спортсменам, артистам и т.д. Именно это легко в основу гипотезы исследования, проведенного в этой работе. Гипотеза исследования: в современном обществе подростки выбирают себе в кумиры блогеров, либо вообще отказываются от кумира. Цель исследования: проанализировать теоретический аспект кумиров у подростков и выяснить, кто является кумиром у современных подростков. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - проанализированы теоретические аспекты кумиров у современных подростков; - рассмотрено понятие кумиры с точки зрения психологии; - изучена роль кумиров в формировании личности подроста; - проведено экспериментальное исследование образа кумира у современных подростков; - проведено описания метода исследования; - проведена обработка полученных результатов. Объект исследования: современные кумиры подростков. Предмет исследования: выбор кумиров у современных подростков. Методы исследования: теоретическое исследование, анкетирование подростков, анализ полученных экспериментальных данных, систематизация полученных данных. База для проведения исследования: МАОУ СОШ № 62. В исследовании приняло участие 60 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Читать дальше
Подростковый и юношеский возраст – это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это, прежде всего, общество с его культурой, традициями, системой воспитания, и семья, школа, группы сверстников – то есть те малые группы, в которые реально включен растущий человек. Существенное место здесь принадлежит средствам массовой информации. Телевидение демонстрирует (через образ телеведущих, персонажей фильмов) модели поведения, отражающие определенные нравственные ценности. Они могут входить в конфликт с ценностями, усвоенными человеком ранее. Этот конфликт у подростков нередко разрешается в пользу телеобразцов, поскольку в силу возрастных особенностей они склонны подвергать сомнению ценности близких взрослых, а для адекватной нравственной оценки им не хватает собственных ориентиров и опыта. В результате у ребят могут формироваться искаженные нравственные представления и оценки и, как следствие, воспроизведение негативных образцов поведения как «достойных», соответствующих социальным нормам и ценностям. Исследованию влияния СМИ на человека, и в частности на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах XX века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло. Как показывают социологические исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по популярности среди других СМИ. С помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения. Экранные образцы поведения не обязательно копируются. Однако есть категории школьников, которые склонны воспроизводить их в реальности. Это, как правило, подростки, испытывающие в жизни трудности – социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, невозможность (объективную или субъективную) самореализации. Такие ребята копируют образцы «успешного» поведения независимо от того, какими средствами достигается успех. Для подростков кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов и моделей поведения. В качестве отрицательного персонажа чаще всего предстает неудачник, тогда как в качестве положительного – ловкач, хитрый и умелый преступник. Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Связь между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением не считается установленной, однако выделяются три основных вида негативных психологических последствий интенсивного потребления подростками насилия на экране: - снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявления в реальной жизни; - представление, что насилие – вполне приемлемое средство разрешения конфликтных ситуаций в жизни. При прочих равных условиях это представление укореняется в сознании юных зрителей тем сильнее, чем драматизированнее экранная репрезентация насилия; - искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением. Влияние содержания фильмов на социально-психологические качества подростков изучалось в исследовании А.Злобиной. Она установила, что просмотр морально-инвестированных видеосюжетов оказывает отрицательное влияние на ценность социально-положительных качеств личности (честность, дружелюбие, верность, отзывчивость) и приводит к изменению контроля с внутреннего на внешний. Это влияние отчетливо прослеживается у 13-14-летних испытуемых и практически не обнаруживается у 19-20-летних. Увлечение ребёнка подростковыми кумирами – это также отличный способ заняться его просвещением, расширить его кругозор и познания в различных сферах жизни (если вы, конечно, сами в них хорошо разбираетесь). Например, узнав о его музыкальных кумирах, вы можете рассказать ему о том, кем вы сами заслушивались в молодости и предложить ему послушать их произведения. Творчество многих современных музыкантов берёт свои истоки из музыки 40-50 летней давности, и очень полезно будет проследить вместе с ребёнком, у кого именно его музыкальные герои что-то позаимствовали из прошлого (в случае со многими отечественными исполнителями сделать это не сложно, поскольку многие из них закопировали свой стиль и даже некоторые мелодические ходы у западных коллег). Это явно будет способствовать расширению его музыкального кругозора и научит его критически оценивать то, что он считает гениальным. Конечно, не нужно ругать и обзывать кумиров ребёнка нехорошими словами. Это явно не поможет вам найти с ним общий язык. Но нужно ненавязчиво объяснить ему, что в этом мире нет ничего идеального, и что те, кто кажутся ему богами с вершины Олимпа, тоже имеют свои недостатки, и, скорее всего, их идеальный образ был создан представителями пиар-индустрии, а в реальной же жизни они совсем другие (имидж и некоторые биографические подробности жизни молодёжных кумиров очень часто являются плодом фантазии их пиарщиков). Для того, чтобы он научился лучше разбираться в людях, и понял, что у каждого из нас есть своя светлая и тёмная сторона, и не идеализировал кого-то излишне, предложите ему найти какие-то отрицательные качества в известных положительных героях и наоборот. Это точно избавит его от склонности к созданию культа чьей-либо личности в будущем. Покажите ему также, что за пределами мейнстрима есть немало достойных и даже более талантливых персонажей, которым нужно не поклоняться, а брать с них пример в способности творить что-то по-настоящему оригинальное и незаурядное. Далеко не всегда увлечение подростка молодёжными кумирами может быть безобидным занятием. Если главные герои его юности курят, пьянствуют, принимают наркотики, пропагандируют насилие, сквернословят, скандалят и дерутся, то подросток может легко скопировать все эти пагубные привычки в свою повседневную жизнь, чтобы почувствовать себя таким же (как ему кажется) крутым. Вряд ли нужно запрещать ребёнку «кумирить». Лучше тщательно изучите биографию его не слишком позитивного персонажа и постарайтесь найти в ней что-то положительное – трудолюбие, умение отстаивать своё мнение, «разумное» бунтарство и т.д. Объясните своему подростку, что скопировать какие-то внешние проявления жизнедеятельности его героя может каждый. Гораздо лучше и сложнее подражать тому, благодаря чему его кумир добился успеха (прежде всего, творческим наклонностям, если это музыкант), а не его сопутствующим вредным привычкам. Очень важно, чтобы «кумиромания» не мешала ребёнку нормально учиться, развиваться и вести здоровый образ жизни. Если этого не происходит, если ребёнок тратит огромное количество времени на своего кумира и даже ездит за ним по стране во время гастролей (как это делают некоторые юные фанатки отечественных звёзд), то, конечно, вы должны усилить свою просветительскую деятельность по воспитанию у него критического мышления и адекватного взгляда на жизнь. Подросток не должен тратить драгоценное детско-юношеское время на всякие глупости. Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и юношей показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей. В ходе работы было рассмотрено много исследований, которые были проведены как на группах подростков, так и на молодежи и взрослых. Был сделан вывод, что понятие кумир постепенно уходит в тень, для современного подроста это становится не настолько актуально. Это предположение было подтверждено и в исследовании. В исследование приняло участие 60 человек, из них 65% мальчик и 35% девочек, возраст 10-13 лет – 32%, а возраст 14-17 лет – 68% опрошенных. На вопрос о том, знают ли они кто такой кумир, все 100 % ответили положительно, так как перед анкетированием была проведена беседа и понятии кумира, и его характеристиках. У 60% детей есть кумир. После этого вопроса ответу учитывались только 36 детей, которые сказали, что у них есть кумир. О том, кто их кумир, дети ответили так: 8% сказали, что их родители, это 3 человека, 19% детей выбрали себе в кумиры актеров, 6% - певцов, 8% спортсменов, 6% выбрали себе в кумиры персонажей фильмов или художественных произведений. Самое большое количество подростков выбрали себе в кумиры блогеров, таких детей 50%, что составило 18 человек из 36-ти. Этот результат был предполагаем, как мы уже говорили в первой главе, дети выбирают себе в кумиры блогеров, но такие кумирство не длительного характера, а краткосрочны, это связан, как было уже сказано выше, с изменением трендов, направлений. Один ребенок не смогли определить сферу деятельности его кумира и это составило 3%. Также следует отметить, что в опрощенной группе нет кумиров среди сверстников, политиков, игроманов, учителей. Следующим этапом дети выбирали качества кумира, которые они считают значимыми. Самое большое количество участников выбрали важным качеством для кумира это популярность, так считают 28 детей. На втором месте стоит критерий финансовая независимость, на него обращают внимание 21 подросток. Внешность своего кумира отмечают 17 человек, успешность 11 человек, доброту всего 8 человек, позитивность 3 человека и один ребенок еще выбрал категорию другое. Далее был вопрос о том, хотят ли дети быть похожи на своего кумира. Предполагаемый результат был такой: 36 подростков из 36 выбрали ответ Да. Это было бы очевидным, так как появление самого кумира предопределяет то, что подросток хочет быть на него похож. Но результаты были отличны от предполагаемых 6% опрошенных не хотят быть похожими на своих кумиров, что было очень неожиданно. Так как анкетирование проводилось конфиденциально, то мы не можем сказать, кто из детей ответил так. Но для психолога школы мы бы рекомендовали обратить на эту группу внимание и выяснить причину данных ответов. 94% детей хотят быть похожими на своих кумиров, а это 34 человека из 36-ти. Цель работы достигнута. Гипотеза подтверждена
Читать дальше
Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с. 2. Агафонова, А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: [Текст] Автореф. дис. канд. психол. наук. / А.Ю. Агафонова. – Казань, 2000. – 18 с. 3. Белобрагин, В.В. Влияние музыкальных кумиров на психическое состояние подростков [Текст] \ В.В. Белобрагин // Социальная политика и социология — 2013 г. - № 6 — с.39-46 4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1967 – 360 с. 5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт»; 2001. – 321 с. 6. Елисеева, Н. Кумиры современных подростков [Электронный ресурс] // Учительская газета — 2007 г. - №3 - http://www.ug.ru/archive/17826 7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Текст] Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 311 с. 8. Омарова, М. Особенности самосознания подростков [Текст] / М. Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 132 c. 9. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового возраста. [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 c. 10. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. [Текст] / Х. Ремшмидт. - М: Мир, 1994. - 319 с. 11. Фонд общественного мнения (социологические исследования) [Электронный ресурс] http://fom.ru/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Диаспоры в этническом предпринимательстве в России
Количество страниц:
25
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
реферат
Философский анализ правового обеспечения молодежного предпринимательства
Количество страниц:
10
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image