Введение 3 Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 8 1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией 8 1.2 Характеристика нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией 13 1.3 Дидактические игры как средство коррекции нарушений произношения у старших дошкольников 20 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 27 2.1. Организация, принципы и методики констатирующего эксперимента 27 2.2. Анализ результатов обследования нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией 32 Глава 3. Логопедическая работа по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр 43 3.1 Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией 43 3.2 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр 52 Заключение 66 Список источников и литературы 68

Использование дидактических игр при коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией.

дипломная работа
Педагогика
56 страниц
92% уникальность
2022 год
58 просмотров
Гончаренко Т.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 8 1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией 8 1.2 Характеристика нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией 13 1.3 Дидактические игры как средство коррекции нарушений произношения у старших дошкольников 20 Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 27 2.1. Организация, принципы и методики констатирующего эксперимента 27 2.2. Анализ результатов обследования нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией 32 Глава 3. Логопедическая работа по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр 43 3.1 Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией 43 3.2 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр 52 Заключение 66 Список источников и литературы 68
Читать дальше
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является выявление и дифференциация речевых расстройств у детей дошкольного возраста. Так как эти нарушения тянут за собой вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической, а впоследствии и грамматической стороны речи, а также снижают эффективность дошкольного обучения детей. Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование ее лексико-грамматического строя. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен иметь такой объем словаря, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено несколько меньше внимания. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.


Студенты не знаю как лучше поступить: заказать написание диссертации по государственному и муниципальному управлению или писать самому? Если есть свободное время, то конечно лучше потратить его на написание диссертации. Но если времени нет, может быть из-за работы, из-за личных дел или банальной лени, лучше заказать диссертацию у профессионалов из Work5. Наши авторы это кандидаты, доктора наук и практикующие специалисты.


Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в связи с резко выраженными трудностями реализации ритмико-интонационного оформления речевого потока. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В настоящее время формирование у детей фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в образовательных учреждениях и в семье. Многие исследователи отмечают, что количество детей с различными нарушениями речи в последние годы значительно возросло. Дизартрические расстройства, это расстройства произносительной организации речи, связанные с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. Эти расстройства представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения наиболее часто встречаются в детском возрасте. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4% всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения [5]. Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи. Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Поскольку в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование дидактических игр способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств. Игровые приемы освобождают детей от утомления, длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы. Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, необходимо включать игры и игровые упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. В процессе дидактических игр у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас. Игра является не только главной сферой самовыражения для ребенка, но и базой для развития речи. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций. Отечественный практический опыт показывает, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения специалистами различных видов игр и игровых ситуаций в процесс обучения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего обучения и воспитания личности ребенка. Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и воспитательно-образовательным процессом. Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. Объект исследования: звукопроизносительная сторона речи у старших дошкольников с дизартрией. Предмет исследования: особенности коррекции звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией, посредством дидактических игр. Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать необходимость работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, посредством дидактических игр. Задачи исследования: 1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования. 2. Изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. 3. Систематизировать дидактические игры по коррекции звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией. Методы исследования: - теоретические: изучение и анализ литературы; - эмпирические: наблюдение, эксперимент; База проведения эксперимента: МАДОУ детский сад комбинированного вида №25, г. Екатеринбург. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Читать дальше
Всем педагогам хорошо известно, что игровая форма обучения и воспитания – самый эффективный способ развития ребенка. Многолетний опыт работы в группе детей с нарушениями речи подтверждает этот факт. Одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка воспитанников к обучению в школе. Однако, при нормальном умственном развитии, имеющиеся отклонения в речи тормозят овладение необходимыми знаниями и навыками. У детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, словарный запас беден, качественно неполноценен, рассказы схематичны, лишены образных сравнений, при пересказе пропускают логические звенья, теряются герои повествования, характерны стойкие ошибки при согласовании прилагательных и числительных с существительными, неправильное употребление предлогов. Наряду с указанными речевыми особенностями наблюдается недостаточная сформированность таких умственных процессов как внимание и память, артикуляционная и пальцевая моторика, словесно-логическое мышление. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры, предусматривающие формирование мыслительных операций: сравнение, классификация, обобщение и совершенствование всех сторон речи: развитие ее грамматического строя, обогащение словарного запаса, формирование связности в рассказах и пересказах. Основным элементом игры выступает дидактическая задача, которая чаще всего определена целями коррекционного воздействия. Скорректировать можно выразительность речи, произношение определенных букв, слогов. Задача зависит от индивидуальных особенностей и признаков нарушения звукопроизношения ребенка. Учитывая поставленную цель работы: теоретически изучить и практически обосновать необходимость работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, посредством дидактических игр, были поставлены следующие задачи: изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования, изучить особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, систематизировать дидактические игры по коррекции звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией. В рамках решения первой задачи в первой главе исследования дана психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией, определена характеристика нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией, и рассмотрен вопрос о дидактических играх как средстве коррекции нарушений произношения у старших дошкольников. Задачей второй главы являлось проведение констатирующего эксперимента и анализа его результатов, рассмотрены основные моменты организации, принципов и методики констатирующего эксперимента, а также проведен анализ результатов обследования нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией. В качестве основы для констатирующего эксперимента использована комплексная методика обследования состояния В. П. Глухова, с учетом особенности развития детей с общим недоразвитием речи. Результатом проведенного исследования стал тот факт, что дети в изучаемой группе имеют средний (40%), недостаточный (40%) и низкий (20%) уровень сформированности связной речи. Выявленные особенности в речи старших дошкольников с дизартрией были учтены при организации специальной коррекционной работы по формированию произношения детей. Задачей третьей главы являлось проведение логопедической работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр. Для этого проведено теоретическое обоснование, определены принципы и организация работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией. Также подробно рассмотрено содержание логопедической работы по коррекции нарушений произношения у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр. В ходе проведения работы по исследованию коррекционной работы при нарушении произношения у старших дошкольников, установлено, что использование дидактических игр для формирования связной речи у старших дошкольников с дизартрией является достаточно эффективным.
Читать дальше
1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 123 с. 2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 192 с. 3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина ; – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 342 с. 4. Алпатова, Н. С. Влияние моторных функций на формирование звукопроизношения у дошкольников с дизартрией / Н. С. Алпатова, Е. В. Лоскутова, Ю. В. Ефимова // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 5. – с. 5–10. 5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с. 6. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008. - 165 с. 7. Баженова, Л. Б. Игровые приемы на логопедических занятиях / Л. Б. Баженова // Логопедия сегодня. – 2009. – № 1. – С. 68-74. 8. Бобылева, З. Т. Игры с парными карточками звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет / З. Т. Бобылева. – М.: Гном и Д, 2007. - 56 с. 9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. / – А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2007. - 201 с. 10. Булыкина, Е. А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр // Молодой ученый. № 9 (113). 2016. - С.65-68. 11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : «Детство-пресс», 2007. – 472 с. 12. Голоднова, О. И. Приключения весёлого моторчика / О. И. Голоднова. – Курган, 2001 – 65 с. 13. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айриспресс, 2005. – 96 с. 14. Долгова, Ю. Играя, развиваем / Ю. Долгова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 98-99. 15. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. – М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. – 325 с. 16. Зайцев, Д. В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. Саратов: Изд - во Саратовского педагогического института. 2010. - 410 с. 17. Иванова, Н.В., Савина, Я.А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Символ науки. № 3. 2017. - 30 с. 18. Ипаткина, И. В. Логопедические игры с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Ипаткина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 1. – С. 46-49. 19. Козлова, С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова ; 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 343 с. 20. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16 с. 21. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. – СПб. : КОРОНА – Век, 2007. – 80 с. 22. Крупенчук, О. И. Исправление произношение / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. – СПб. : Литера, 2009. – 92 с. 23. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры / О. И. Крупенчук. – СПб., 2006. – 96 с. 24. Лопатина, Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 259 с. 25. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков. – М. : «Просвещение», 2008. – 152 с. 26. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2018. - 200 с. 27. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 1992. – 195 с. 28. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, занятия, упражнения, игры / Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 141 с. 29. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч.: Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост. С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Г. Л. Парамонова]. – М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 78-98. 30. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112 с. 31. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2009. – 46 с. 32. Павлова, Л. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие / Л.Н. Павлова, М.Н. Теречева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 190 с. 33. Поваляева, М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д, 2003. - 290 с. 34. Пожиленко, Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Л, Р / Е. А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2006. – 256 с. 35. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие / З. А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 121 с. 36. Рязанцева, Ю. Дидактические игры в логопедической работе / Ю. Рязанцева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11. – С. 70-71. 37. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У. М. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 402 с. 38. Спивак, Е. Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е. Н. Спивак. – М.: Гном и Д, 2007. - 120 с. 39. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учебно-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. унт. – Екатеринбург, 2005. – 97 с. 40. Трубникова, Н. М. Теоретические основы учебного курса «Технология обследования моторных функций» : учебно-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2012. – 98 с. 41. Федосова, О. Ю. К вопросу о принципах коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей / О. Ю. Федосова // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1. – С. 55-61. 42. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. - 545 с. 43. Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина ; – М.: Профессиональное образование, 2003. - С.99-103. 44. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 209 с. 45. Цуканова, С. П. Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 64 с. ; Альбом 2. – 64 с.; Альбом 3. – 32 с. 46. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 192 с. 47. Филичева, Т. Б, Каше, Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 2009. - 284 с. 48. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. – Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 416 с. 49. Ferreira F. Prosody // Encyclopedia of Cognitive Science. London : Macmillan Reference Ltd, 2002. 50. Jones, D. et al. Cambridge English Pronouncing Dictionary. Cambridge: Cambridge University Press. 18th ed. 2011. 51. Wagner M., Watson, D. G. Experimental and theoretical advances in prosody: A review // Language and cognitive processes. 2010. # 25 (7–9). P. 905–945
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Деньги в современной рыночной экономике.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
Понятие и признаки соучастия в преступлении
Количество страниц:
25
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Привлечение и закрепление молодых специалистов на предприятии: проблемы и пути решения
Количество страниц:
30
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image