В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенно-стей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темпера-мента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем воз-расте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими услови-ями жизни.
Практическое исследование подтвердило гипотезу о том, что в юноше-ском возрасте существует взаимосвязь темперамента и конфликтности.
Изучение взаимосвязи темперамента и конфликтности обуславливается тем, что психологические конфликты играют существенную роль в формиро-вании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение пред-ставляет собой острую форму развития - происходит смена структуры лич-ности юноши и девушки и формирование новых отношений. Конфликт пере-водит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, кото-рый сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формиро-ванием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной струк-туры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.
Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутрилич-ностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживани-ями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимо-действии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.
Рекомендации к действию.
Холерик. Это легко увлекающийся человек, с бурными эмоциональны-ми проявлениями. Энергично берется за любое дело, но быстро остывает. Быстро двигается, быстро действует. Не может долго заниматься однообраз-ной работой. Часто способен отвлекаться, переключаться с одного дела на другое.
Холерик не может слушать спокойно и внимательно собеседника. Спо-собен прервать разговор, вмешиваться в разговор других людей. Говорит громко и быстро.
Такой человек способен в порыве гнева накричать на собеседника, оскорбить его, но быстро успокаивается и как ни в чем не бывало может начать снова разговаривать с человеком, с которым недавно отчаянно ру-гался. Холерик в любом деле хочет получить быстрый результат. Также ему обязательно нужен успех. Если этого не происходит, холерик может отклю-читься и выполнять работу кое-как.
Такой человек быстро обучается новому делу. Он энергичен, упорно стремится к цели, может легко и быстро справляться с заданием, смысл кото-рого ему понятен и интересен конечный результат.
У холерика часто меняется настроение, он может быть невыдержанным и вспылить по пустяковому поводу. Если ему кто-то пытается в резкой форме указывать на ошибки, он начинает злиться, скандалить. Если такой человек чувствует, что скандалом можно добиться удовлетворения своих потребно-стей, он будет стремиться к ним и специально устраивать ссоры.
Флегматик. По характеру спокойный и уравновешенный. В конфликт-ных ситуациях невозмутим и молчалив. Его душевное состояние нелегко по-нять и невозможно почувствовать. Он крайне редко сам бывает инициатором конфликта. Производит впечатление «толстокожего». Часто не умеет об-щаться, медлителен в обществе и дома. При ограничении времени на работу не достигает успеха. Совершенно естественно, что, если такого человека ру-гать за медлительное поведение и наказывать за это, он начнет чувствовать себя ущербным и верить, что неспособен к деятельности. Так развивается не-уверенность в своих силах и усугубляется настрой на неуспех.
При принуждении такие люди начинают верить, что они хуже всех справляются с заданием. Вся деятельность превращается в безрадостную обязанность, причиняющую постоянные страдания.
Флегматики старательны, добросовестны. Их трудно включить в рабо-ту: такой человек долго обдумывает дело, прикидывает, медленно приступа-ет к нему. Но если он берется за дело, то обязательно доводит его до конца и действует со рвением, прилежанием. Но его нельзя обвинять в медлительно-сти, нельзя подгонять в работе.
Такого человека труднее убедить в изменениях, производимых в рабо-те, также он сложнее понимает новшества в его деле. Поэтому взаимодей-ствие с ним требует терпения и выдержки.
Флегматик надежен в любом деле. За работу, которую ему поручили, можно быть спокойным. Но он быстро теряет веру в себя, поэтому часто ста-новится неудачником, не подготовленным к творческой деятельности.
Флегматики всегда консерваторы. Они стремятся сохранить сложив-шийся стиль и условия жизни. Часто боятся перемен. Флегматик не способен к бурному проявлению чувств. Его отпугивают резкие перепады настроения, хотя он способен к преданной и сильной любви. Флегматик любит, находить-ся в одиночестве: никто не мешает ему думать, не торопит, не отвлекает. Он освобождается от отрицательных эмоций, которые вызывают люди, не счи-тающиеся с особенностями его темперамента. Положительные качества, ко-торыми обладают флегматики: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, терпение, воля, выдержка, усидчивость.
Меланхолик. Впечатлительный, ранимый, глубоко переживающий обиды человек. Он часто замкнут, застенчив, стеснителен, необщителен. Ко-гда меланхолик расстроен, он может совершить непредсказуемый поступок. В стрессовых ситуациях у такого человека парализуется воля, он становится скованным, порой невменяемым. Плохо контролирует свое поведение в этом состоянии.
Часто у таких людей развивается подозрительность, боязнь общения, стремление к одиночеству.
При обиде происходит сильное волнение. Нередко у меланхолика за-нижена самооценка. Не любит изменений в своей жизни, так как боится, что люди вызывающе будут вести себя с ним, нанесут ему обиды.
Люди такого темперамента чувствуют себя комфортнее, увереннее, если окружающие не насмехаются над ними, не высказывают недоброго отноше-ния. В такой обстановке они бывают активны, энергичны. Достигают значи-тельных результатов в деятельности. Их надо оберегать от психических травм.
Боязнь обид и упреков вызывает у меланхолика потребность добросо-вестно и эффективно работать. Сам никогда не будет искать повода для ссо-ры, не станет провоцировать конфликт, так как нуждается в обстановке, ли-шенной психотравмирующих факторов.
Сангвиник. Энергичный человек. Подвижный и в то же время уравно-вешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто и доброжела-тельно. Сангвиник — оптимист, он страстно любит жизнь во всех ее прояв-лениях. Всегда чем-либо занят, не сидит без дела. Занимается часто люби-мым делом, то есть имеет хобби, которому уделяет все свободное время.
Такой человек часто является душой компании, он коммуникабелен, легко сходится с людьми. Всегда может увлеченно рассказывать о своих ин-тересах, полагая, что это будет интересовать окружающих. К неудачам отно-сится легко, часто не конфликтует, но может высказать претензии, если по-чувствует, что его ущемляют в деле, которое его интересует. Иногда слушает только себя, не обращая внимания на упреки супруга. Считает, что это пу-стяки.
Типы темперамента нельзя разделять на положительные и отрицатель-ные. Тем более, что людей с чистыми темпераментами не бывает, и в процес-се взросления людей их темпераменты подвергаются изменениям. Но знание темперамента позволяет понять поведение вашего партнера в семье, помогает правильно выбрать средство общения. Определив тип темперамента, также можно сделать прогноз относительно особенностей взаимоотношений, скор-ректировать поведение людей.
Например, если оба подростки флегматики, жизнь обязательно будет стабильной. Такие пары редко разлучаются, разводятся. В таких семьях ред-ко случаются конфликты. Но они часто могут находиться в состоянии холод-ной войны, поэтому необходимо избегать затяжных недомолвок.
Если же только один подросток флегматик, а другой холерик или санг-виник, то конфликт может возникнуть из-за того, что флегматик не способен бурно проявлять чувства и его могут отпугнуть бурные отношения с другим типом темперамента. Взаимные такие упреки несправедливы и приводят только к усугублению конфликта. Нужно скорректировать поведение обоих подростков, найти компромисс.
Если общаются подростки холерики, то можно ожидать повышенной конфликтности в отношениях. Если же только один из подростков холерик, а другой — флегматик, то вспыльчивость и нетерпение одного могут натолк-нуться на выдержку и ровное настроение другого. Холерик успокаивается, и ссора не возникает. Хотя в зависимости от обстановки может сорваться, накричать. При взаимопонимании подростков этого не происходит. Если подростки - меланхолики, то ситуация может осложниться тем, что они будут глубоко переживать события, которые происходят вокруг них. Если же ме-ланхолик сталкивается на с холериком или сангвиником, то их резкое или невнимательное слово может привести к охлаждению отношений между под-ростками. Необходимо быть осторожными в своих высказываниях.
Сангвиники относятся к жизни довольно легко. Это может привести к конфликтам на почве вспыльчивости, а также может возникнуть обида из-за кажущегося легкого отношения к чужим проблемам.
Если конфликт все же назрел, то необходимо применить меры по раз-решению конфликта:
1. Старайтесь избегать слов с грубой окраской или чрезмерной гипер-болизацией. Они на уровне подсознания настраивают собеседника на агрес-сию, поэтому их стоит избежать. Любые фразы с яркой негативной окраской лучше сгладить, заменить на более уступчивые и тактичные.
2. Если вы достаточно хорошо знакомы со своим собеседником, и ваш диалог в этот раз уже стал конфликтным, не нужно задевать темы, которые ему дороги, или вспоминать старые обиды. То, что было несколько месяцев, лет или даже дней назад, уже давно прошло. Поэтому не стоит использовать ту или иную провинность собеседника как аргумент в вашем споре.
3. Будьте осторожны, если хотите пошутить. Вообще, лучше избегать любых шуток, высмеивающих человеческую сущность или, тем более, како-го-то конкретного человека.
4. Не стоит считать, что вы всегда правы. Всем людям свойственно ошибаться, и вы не исключение. Если вы в ходе беседы поняли, что совер-шили ошибку, лучше извиниться и самому поправить себя, признав неточ-ность в своих высказываниях, чем упорно настаивать на заведомо неверных фактах.
5. Ни в чем не обвиняйте собеседника. Не стоит говорить ему о том, что он обидел вас, или всем своим видом показывать, что ваше настроение ис-порчено. Подумайте, ведь на самом деле вы расстроились не из-за этого че-ловека в целом, а из-за высказанных им слов. Свою претензию, если она име-ет место, необходимо формулировать грамотно.
Отношения — процесс сложный, поэтому если собеседник вам небез-различен, старайтесь сдерживать себя. Толстой писал, что дети — чисты, не-винны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный за-вет — в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя. [17, c. 31].