Введение 3
1. Общая характеристика светского государства 5
1.1. Понятие и признаки светского государства 5
1.2. Классификация светских государств 8
2. Особенности формирования светского государства в РФ 11
2.1. История становления светского государства в РФ 11
2.2. Специфика светского государства в современной РФ 14
Заключение 17
Список использованных источников 19
Читать дальше
Конституция РФ закрепила светский характер нашего государства. Это означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отделение религиозных объединений от государства не означает их полной изоляции друг от друга. Просто на уровне закона функции между ними разделены. Существуют определенные границы государственно-конфессиональных отношений, за рамки которых выходить нельзя. Так, религиозные объединения не участвуют в избирательных кампаниях, не проводят предвыборной агитации, не включены в системы органов государственной власти и местного самоуправления, не осуществляют их полномочий, в российской судебной системе отсутствуют религиозные суды и т.д.
В заключение сделаем следующие выводы.
Во-первых, правовой материал позволяет выявить сложившуюся традицию в конституционно-правовом понимании светского государства в России. Его основными характеристиками являются: отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии.
Во-вторых, была раскрыта Россия как светское государство. Так, на сегодняшний день Конституция Российской Федерации в ст. 14 прямо закрепляет принцип светского государства и отделения религиозных объединений от публичной власти. Поэтому реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна зависеть от приобретения статуса юридического лица общностью граждан. Отдельные лица и их группы должны быть свободны в практике отправления избранного ими культа. Но для религиозных объединений, которые желают пройти процедуру регистрации, право на получение статуса юридического лица должно рассматриваться как неотъемлемое, а процедура его приобретения не должна быть излишне сложной и обремененной правовыми препятствиями.
В-третьих, было проведено соотношение России как светское государство и церкви. Так, с учетом тенденции возрастающей клерикализации общественной жизни в России возможны альтернативные варианты развития ситуации. Необходимо либо менять понимание самого конституционного принципа светского государства и легально закреплять статус «традиционных» религий и религиозных организаций. И тогда внедрение «двухуровневой системы» вполне допустимо. Другой и, как представляется, более приемлемый путь – сохранить без изменений основы конституционного строя и законодательно закрепить равный конституционно-правовой статус для каждой из коллективных форм реализации свободы совести.
В-четвертых, выявить перспективы внедрения «двухуровневой системы» религиозных объединений для построения светского государства в России. Так, религиозные объединения должны приобретать такой статус, который гарантировал бы все необходимые правомочия для осуществления полного спектра своей деятельности, чем сегодня не обладают религиозные группы и местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании. Сам же процесс регистрации не должен носить дискриминационный характер и представлять серьезное препятствие в приобретении статуса юридического лица. В рамках нашей многоконфессиональной страны государственные служащие обязаны соблюдать строгий нейтралитет и беспристрастность в отношении религиозных общин. В ходе реализации государственной политики должен последовательно соблюдаться принцип автономии религиозных структур.
Читать дальше
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31. Ст. 4412.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Научная литература
1. Бабурин С.Н. Развитие государств и народов через укрепление религиозных основ светского государства // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2020. – № 2. – С. 16-21.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2021. – 675 с.
3. Дорская А.А. История отечественного государства и права. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 817 с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2019. – 698 с.
5. Козловец Д.В. Развитие принципа светского государства в современном конституционном праве // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – №5(21). – С. 910-943.
6. Королева Л.А. Русская православная церковь в России в конце XX века: монография / Л.А. Королева, А.А. Королев, О.В. Мельниченко. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 558 с.
7. Литтре Э. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность. URL: http://krotov.info/history/20/1950/bobero.html (дата обращения: 25.02.2022).
8. Нисневич Ю.А. Светское государство: проблемы политико-правовой концептуализации // Двадцать лет религиозной свободы в России. – 2019. – №1. – С. 131-159.
9. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Статут, 2020. – 675 с.
10. Понкин И.В. О типологии светских государств // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2019. – № 1. – С. 80-97.
11. Стародубцев О.Я., Гуднев А.В. Государство и церковь в светском государстве // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики. – Орел, 2020. – 541 с.
12. Таранюк Ж.П. Принцип отделенности церкви от государства как базовый элемент светскости государства // Известия Алтайского государственного университета. – 2019. – №1. – С. 273 - 276.
13. Устинов А.Н. Гражданское общество и тоталитарное государство: детерминанты выбора / А.Н. Устинов // Современность в творчестве талантливой молодежи: сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых. – Иркутск: Изд.-во Вост.-Сиб. ин-та М-ва внутрен. дел Рос. Федерации, 2018. – 532 с.
14. Филина Н.В. Понятие и признаки светского государства // Сибирское юридическое обозрение. – 2020. – № 4. – С. 3 - 6.
15. Филохина Л.Р. Светское государство сегодня // ЮРИУ РАНХиГС. – 2020. – № 23. – С. 1377-1381.
Читать дальше