?>
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ…………………………………...7 1.1 Сущностная характеристика развития познавательного интереса у старших дошкольников…………………………………………………………...7 1.2 Особенности организации и проведения экспериментирования у старших дошкольников……………………………………………………………………16 1.3 Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………23 Выводы по главе 1……………………………………………………………….34 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ………………………………36 2.1 Выявление уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...36 2.2 Разработка и реализация экспериментальной деятельности с объектами природы, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..48 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..52 Выводы по главе 2……………………………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..61 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66

Экспериментирование с природными материалами как средство познавательного развития старших дошкольников

дипломная работа
Педагогика
65 страниц
83% уникальность
2022 год
45 просмотров
Петрова В.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ…………………………………...7 1.1 Сущностная характеристика развития познавательного интереса у старших дошкольников…………………………………………………………...7 1.2 Особенности организации и проведения экспериментирования у старших дошкольников……………………………………………………………………16 1.3 Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………23 Выводы по главе 1……………………………………………………………….34 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ………………………………36 2.1 Выявление уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...36 2.2 Разработка и реализация экспериментальной деятельности с объектами природы, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..48 2.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..52 Выводы по главе 2……………………………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..61 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
Читать дальше
В настоящее время развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.


Не нужно никуда ходить, заказать реферат онлайн в Иркутске просто.


. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены предметные области освоения основной образовательной программы. Согласно стандарту, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др. Г. И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; и как мощный побудитель активности личности; и, наконец, как особое избирательное отношение к , c.окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [47, c.82]. Известные психологи (Л. С. Выготский, Н.Н. Поддъяков) отмечали, что информация лучше усваивается и запоминается, если она не только понятна, но еще и наглядна. На практике доказано, что если информация и знания получены в процессе непосредственного взаимодействия с ней, то она остается в памяти надолго, можно сказать навсегда. Одним из эффективных способов развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является экспериментирование [34, c.21]. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка после игровой деятельности. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (О. В. Афанасьева, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова), отмечают ее особенность: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Цель исследования: выявить влияние экспериментальной деятельности старших дошкольников на развитие у них познавательного интереса к природным материалам. Объект исследования: процесс развития познавательного интереса к природным материалам у старших дошкольников. Предмет исследования: экспериментальная деятельность старших дошкольников как средство развития у них познавательного интереса к природе и её материалами. Гипотеза исследования: заключается в том, что экспериментальная деятельность с объектами природного материала развивает познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать проблему развития познавательного интереса старших дошкольников к природе в научно-методической литературе; 2. Выявить уровень развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста; 3. Разработать и апробировать комплекс практических занятий, направленных на развитие познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, эмпирическое исследование (констатирующий, формирующий, контрольный), педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы, анализ и обобщение опытных данных, качественная и количественная обработка результатов. База исследования: МДОУ "Невьянский детский сад". Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс ООД по экспериментальной деятельности с объектами природы может быть использован воспитателями ДОУ для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы. В первой главе «Теоретические аспекты развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования» дан анализ литературы по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, раскрыта сущность понятия интерес, «познавательный интерес»», его значение в развитии ребенка и методика проведения опытно-практической деятельности с объектами природного материала с детьми старшего дошкольного возраста. Во второй главе представлена опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности с объектами природного материала. На этапе констатирующего исследования проводилась диагностика по выявлению уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс ООД по экспериментированию старших дошкольников с объектами природного материала, т.е. проведение специально организованных занятий с применением опытов и исследований с объектами природного материала, направленных на развитие познавательного интереса старших дошкольников. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проанализированы полученные результаты. В данном исследовании принимало участие 16 детей старшей группы, 6 девочек и 10 мальчиков. Заключение содержит выводы по ВКР. Список литературы представлен 48 источниками. В Приложениях содержатся диагностические материалы по теме исследования.

Читать дальше
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Познание является характерной направленность деятельности ребенка с самого раннего возраста. В основе познавательного интереса ребенка лежит любопытство, которое свойственно для всех детей, но с возрастом оно приобретает более осознанную направленность в форме познавательного интереса к тем или иным вещам и объектам. Именно наличие интеллектуального элемента отличает познание как форму деятельности ребенка от любопытства. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, восприятия), представляющих собой различные формы ориентации ребенка в себе самом, окружающем мире и непосредственно регулирующие его деятельность. Этот возрастной период очень важен для развития познавательных потребностей ребенка. Они проявляются в исследовательской, поисковой активности, направленной на обнаружение нового. От того, насколько будут развиты у старшего дошкольника познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Под экспериментальной деятельностью понимается разновидность познания окружающей действительности, деятельность, в основе которой лежит познавательный интерес ребенка к окружающему миру. Педагогическими условиями успешного эксперимента будут являться его организация в форме планирования и ведения картотеки; организация предметно-средового пространства; поддержание комфортного уровня психологического климата; взаимодействие между детьми и воспитателем как организатором экспериментальной деятельности. Воспитатели МДОУ «Невьянский детский сад» к основным формам, способствующим познавательному развитию, относят: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе, в экспериментальную; использование дидактических игр; применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи. Познавательный интерес очень важен для дошкольников, поскольку именно благодаря интересу возникает желание что-то узнавать и изучать. Познавательный интерес - систематическое стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам, т.е. в экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе уровень развития познавательного интереса детей несколько ниже, чем в контрольной, но в целом схож в обеих группах: в основном преобладал средний уровень развития познавательного интереса детей. В экспериментальной группе показатели высокого уровня развития познавательного интереса не выявлены, а в контрольной группе составили 12,5%. На низком уровне в экспериментальной группе оказалось 37,5% детей, а в контрольной группе 25%. Это вызвало необходимость в проведении в экспериментальной группе на формирующем этапе комплекса увлекательных и познавательных опытов и экспериментов с объектами природы. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику познавательного интереса у детей экспериментальной группы на всех уровнях: высокий уровень вырос по сравнению с контрольной группой. Средний уровень не повысился, но внутри уровня произошли изменения. Дети экспериментальной группы больше стали задавать вопросов, относящиеся ко второй и третьей группе задаваемых вопросов. Тогда как дети контрольной группы задавали вопросы преимущественно второго типа. Вышесказанное свидетельствует о том, что реализованный комплекс экспериментальной деятельности с объектами природы является эффективным средством в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены. Составленный комплекс по экспериментальной деятельности с объектами природы может быть использован воспитателями ДОУ для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики: учебное пособие / Ш. А. Амонашвили. – Москва: Ш. Амонашвили, 2018. – 496 с. 2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: учебное пособие / Б. Г. Ананьев. – Москва: Педагогика, 2017. – 232 с. 3. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Педагогические науки. – 2018. – №8. – С. 20. 4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций: учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1983. – 368 с. 5. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: учебное пособие / Н. Е. Веракса. – Москва: Мозаика–Синтез, 2019. – 336 с. 6. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4 - 7 лет. Пособие для воспитателей ДОУ: учебное пособие / Н. Е. Веракса. – Москва: МозаикаСинтез, 2019. – 80 с. 7. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: учебное пособие / А. Г. Волостникова. – Москва: Просвещение, 2018. – 162 с. 8. Волостникова, А. Г. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: учебное пособие / А. Г. Волостникова. – Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2019. – 144 с. 9. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск: Нижневартовского гуманитарного университета, 2018. – 326 с. 10. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: учебное пособие / О. В. Дыбина. – Москва: Сфера 2017. – 192 с. 11. Зубкова, Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет: учебное пособие / Н. М. Зубкова. – Москва: Речь, 2019. – 64 с. 12. Валова, Л. Б. Исследовательская деятельность дошкольников: учебное пособие / Л. Б. Валова. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2018. – 68 с. 13. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия: учебное пособие / В. В. Давыдов. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2019. – 608 с. 14. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: учебное пособие / А.И. Иванова. – Москва: Экзамен, 2016. – 234 с. 15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова. – Москва: Академия, 2018. – 416 с. 16. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – Москва: ЛИНКАПРЕСС, 2017. – 208 с. 17. Крысин, Л. П. Современная педагогика: учебное пособие / Л. П. Крысин. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2020. – 416 с. 18. Крысин, Л. П. Концепция дошкольного воспитания / Л. П. Крысин // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 114. 19. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательного интереса / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 9. – С. 25. 20. Кудинов, С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: учебное пособие / С. И. Кудинов. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2019. – 270 с. 21. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская. – Москва: Педагогическое общество России, 2013. – 80 с. 22. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. – Москва: Педагогика, 2017. – 320 с. 23. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с. 24. Маневцева, Л. О развитии познавательного интереса детей / Л. О. Маневцева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 15. 25. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии, 2018. – № 4. – С. 22. 26. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий: учебное пособие / Е. А. Мартынова. – Москва: Учитель, 2017. – 104 с. 27. Мартынова, Е. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие / Е. А. Мартынова. – Москва: Просвещение, 2019. – 222 с. 28. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебное пособие / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 608 с. 29. Немов, Р. С. Психологический словарь: учебное пособие / Р. С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 560 с. 30. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада: учебное пособие / С. Н. Николаева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 172 с. 31. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду: учебное пособие. / С. Н. Николаева. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 187 с. 32. Николаева, С. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: учебное пособие / С. Н. Николаева. – Москва: АРКТИ, 2018. – 164 с. 33. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи / И. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 24. 34. Поддьяков, Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника / Н. Н. Поддьяков // Исследователь. – 2009. – №2. – С. 21. 35. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 27. 36. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. – 2011. – №2. – С. 30. 37. Поддъяков, Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности / Н. Н. Поддьяков // Педагогический вестник. – 1997. – № 1. – С. 40. 38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 712 с. 39. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду: учебное пособие / Н. А. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2018. – 124 с. 40. Савенков, А. И. Маленькие исследователи в реальной жизни / А. И. Савенков // Дошкольное образование. – 2017. – № 7. – С. 30. 41. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А. И Савенков // Дошкольное образование. – 2020. – №2. – С.18. 42. Савенков, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников: учебное пособие / А. И. Савенков. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2017. – 92 с. 43. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний детей о природе / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4. – С. 44. 44. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Г. П. Тугушева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 128 с. 45. Фрейдкин, И. С. Ознакомление дошкольников с законами неживой природы / И. С.Фрейдкин // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 40. 46. Харитонова, Л. Н. Исследовательская деятельность дошкольников / Л. Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 7. – С. 36. 47. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учебное пособие / Г. И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2019. – 216 с. 48. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 1989. – 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Структура и функции подразделений таможенных органов, выполняющих классификацию товаров
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Методика развития скоростно-силовых качеств у детей 15-16 лет с нарушением интеллекта элементами волейбола
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Физкультура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image