ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ…………………………………………………………………………………. 5 1.1 Сущность понятия «учебно-информационные умения»………………………….. 5 1.2. Особенности развития учебно-информационных умений в младшем школьном возрасте в процессе работы с письменным текстом………………………………….. 11 Вывод по 1 главе………………………………………………………………………… 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМ ТЕКСТОМ………………………………. 17 2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию учебно-информационных умений при работе с письменным текстом………………………. 17 2.2. Анализ результатов экспериментальной работы…………………………………. 28 Вывод по 2 главе …………………………………………………………………………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 33 Приложение 1…………………………………………………………………………… 35 Приложение 2…...……………………………………………………………………… 36 Приложение 3…...……………………………………………………………………… 40 Приложение 4...………………………………………………………………………… 41 Приложение 5……...…………………………………………………………………… 42 Приложение 6………...………………………………………………………………… 45

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМ ТЕКСТОМ

курсовая работа
Языкознание
32 страниц
94% уникальность
2022 год
37 просмотров
Ямпольский А.
Эксперт по предмету «Языкознание»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ…………………………………………………………………………………. 5 1.1 Сущность понятия «учебно-информационные умения»………………………….. 5 1.2. Особенности развития учебно-информационных умений в младшем школьном возрасте в процессе работы с письменным текстом………………………………….. 11 Вывод по 1 главе………………………………………………………………………… 16 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМ ТЕКСТОМ………………………………. 17 2.1. Содержание экспериментальной работы по формированию учебно-информационных умений при работе с письменным текстом………………………. 17 2.2. Анализ результатов экспериментальной работы…………………………………. 28 Вывод по 2 главе …………………………………………………………………………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 33 Приложение 1…………………………………………………………………………… 35 Приложение 2…...……………………………………………………………………… 36 Приложение 3…...……………………………………………………………………… 40 Приложение 4...………………………………………………………………………… 41 Приложение 5……...…………………………………………………………………… 42 Приложение 6………...………………………………………………………………… 45
Читать дальше
Актуальность. Глобальное введение компьютерных технологий во все слои деятельности, формирование новейшей высокоавтоматизированной сферы и коммуникаций положили начало не только традиционной системе образования, но и формированию информационного общества. Использование информационных технологий призывает к необходимости в формировании у учеников планировать события с наибольшей быстротой, держать все под контролем, умение формировать и обосновывать мнения и контролировать все процессы с большей скоростью и эффективность. С каждым годом использование компьютеров происходит на более ранних стадиях обучения, что формирует основу информационной культуры.


Где курсач купить - подскажет Work5.


Это предполагает пересмотр уже существующих методов обучения и их формирования. На сегодняшний день мир не стоит на месте и необходимы изменения методики преподавания для широкой адаптации ребенка в нашем обществе. Требования ФГОСНОО. Существуют условия для всесторонней адаптации ребенка в мире Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» приведены основы опыта работы с информацией. Данная проблема является довольно «молодой». В России «информационная культура» как термин начал использоваться в второй половине XX века. Первыми проявившие инициативу стали библиотекари. Первыми работами с термином «информационная культура» были статьи Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» и К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре». Умение работать с информацией формируется уже в первые годы обучения во всех образовательных учреждениях и используется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации. Придя в школу, младшему школьнику приходится работать с большим объемом информации. Дать школьнику ориентир, научить пользоваться таким популярным инструментом, как интернет, использовать свои знания, всему этому должна научить школьника начальная школа. Когда младший школьник принимается взаимодействовать с информационной средой, то появляются такие проблемы, которые препятствуют эффективному обучению учеников младших классов – это информационная неразборчивость и информационные перегрузки. Современному преподавателю необходимо воспитать у младших школьников информационные вкусы, сформировать такие потребности, которые вносились бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести и т. д. Не менее значительно сформировать у школьника «Информационные умения», которые проявляются в потребности формирования новой информации, которую нужно проанализировать, обработать, сохранить и в дальнейшем передать другим людям. Подходы к решению проблем формирования учебно-информационных умений были освещены в работах таких ученных-исследователей, как: Д.С. Смирнов, П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской, М.Ю. Демидова, М.В. Дмитриева, Ю.Д. Калафати, Ж.Г. Калеева, Ю.В. Семенов, и др. Проблема: каковы эффективные методы и приемы в работе с информацией в начальной школе, основанные на особенностях формирования и развития учебно-информационных умений младших школьников. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирования учебно-информационных умений у младших школьников в процессе работы с письменным текстом». Объект: процесс обучения учебно-информационным умениям в начальной школе. Предмет: формирование учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка. Цель: выявить и экспериментально доказать эффективность методов и приемов работы с информацией в начальной школе с письменным текстом. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность понятия учебно-информационных умений в психолого-педагогической литературе; 2. Выявить особенности развития учебно-информационных умений в младшем школьном возрасте; 3. Провести экспериментальную работу по формированию учебно-информационных умений при работе с письменным текстом; 4. Проанализировать результаты экспериментальной работы Гипотеза. Мы предполагаем, что формирование учебно-информационных умений у младших школьников в процессе работы с письменным текстом будет эффективным, если: - учитывать условия организации работы с научно-познавательным текстом; - разработать и внедрить методы и приемы формирования учебно-информационных умений; - разработать и внедрить комплекс упражнений для формирования учебно-информационных умений. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, анкетирование, изучение продуктов деятельности младших школьников, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы). База исследования: Лицей №2, поселок Краснозерское. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности преподавателями начальных классов, при подборе заданий и упражнений, направленных на формирование учебно-информационных умений. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Читать дальше
Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования следует, что учащийся начальной школы может научиться самостоятельно осуществлять поиск, анализ и обработку информации как из словарей, энциклопедий, библиотек, интернет-ресурсов, так и от наблюдения и общения со взрослыми и сверстниками. Но при этом его необходимо учиться работать с информацией, потому что без помощи учителя, учащиеся не овладеет в должной мере данными умениями. Об этом свидетельствуют результаты констатирующего этапа работы. С помощью комплекса заданий удалось повысить уровень сформированности умения работать с информацией. На контрольном этапе приведены результаты, которые являются положительными показателями проведенной ними работы. Была обоснована как теоретическая, так и практическая работа по формированию учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка. Таким образом, можно сказать, что разработанный нами комплекс заданий направленный на формирование учебно-информационных умений у младших школьников по русскому языку, показал свою результативность. Результаты педагогического исследования полностью подтвердили актуальность выбранной темы, правильность выдвинутой нами гипотезы. Разработанный комплекс заданий мы рекомендуем использовать в системе начального общего образования. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: 1 Констатирующий этап - выявил уровень сформированности учебно- информационных умений у младших школьников. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе на высоком уровне находятся 6 человек (33,3%), выше среднего 4 человека (22,2%), на среднем - 4 человека (22,2%), на низком – 3 человека (16,6%). В контрольной группе на высоком уровне находятся 6 учеников (28,5%), выше среднего - 6 человек (28,5%), на среднем 6 (28,5%), на низком 3 ученика (14,2%). Отсюда следует, что ученикам необходимо вырабатывать умение работать с информационными ресурсами, выбирать только необходимую информацию, правильно воспринимать и анализировать. 2 Формирующий этап. На данном этапе разрабатывается и внедряется комплекс заданий по формированию учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка. 3 Контрольный этап. Результаты диагностики учебно- информационных умений показали, что в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 8 % (2 человека), в контрольной группе стал выше на 16 % (4 человека). Выше среднего уровень в экспериментальной группе, увеличился на 5 % (1 человек), в контрольной группе уменьшился на 6 % (1 человек). На среднем уровне в экспериментальной и контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Низкий уровень в экспериментальной группе уменьшился на 14 % (3 человека), в контрольной группе уменьшился на 10% (2 человека). Таким образом, при формировании учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка, процентное соотношение учеников с высоким и выше среднего уровнями увеличилось, а на низком уменьшилось. Для того, чтобы определить уровень учебно-информационных умений была проведена комплексная работа, которая рассматривалась нами, способ изучения учебно-информационных умений у младших школьников на уроках русского языка. Можно сделать вывод, что учебный предмет, как русский язык эффективно повышает уровень развития учебно- информационных умений у младших школьников при поиске, обработке и анализу информации.
Читать дальше
1 Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М. : Просвещение, 2019 – 128 с. 2 Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеев. – М. : Издательство ИГПИ, 2018 – 194 с. 3 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2018 – 162 с. 4 Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст] / П.П. Блонский. – М. : МПСИ, МОДЭК, 2016 – 632 с. 5 Бондаренко, Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка [Текст] / Г.И. Бондаренко. – М. : Начальная школа плюс до и после, 2018 – 91 с. 6 Володина, Г. А. Информационное обслуживание: детский сектор [Текст] / Г. А. Володина. – М. : Мир библиографии, 2017 – 23 с. 7 Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М. : Практика административной работы в школе, 2018 – 58 с. 8 Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С.Г. Воровщиков – М. : Справочник, 2012 – 240 с. 9 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003 – 512 с. 10 Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. издание. [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: АСТ: КДУ, 2017 – 400 с. 11 Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно- методическое пособие [Текст] \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – М. : Школьная библиотека, 2017 – 296 с. 12 Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования [Текст] / О.А. Горобец. – М. : СатисЪ, 2017 – 135 с. 13 Ефимов, В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф. Ефимов. – М. : «Начальная школа», 2019 – 255 с. 14 Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников [Текст] / О.А. Завьялова – М. : «Начальная школа», 2018 – 123 с. 15 Загвязинский, В.И. педагогическая инноватика: проблемы, стратегии и тактики: монография [Текст] / В.И. Загвязинский. – М. : ТюмГУ, 2017 – 176 с. 16 Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Н.И. Захарова. – М. : Начальная школа, 2018 – 103 с. 17 Ильин, Г.А. Как обеспечить качество обучения в информационном обществе [Текст] / Г.А. Ильин. – М. : Народное образование, 2017 – 148 с. 18 Ковалева, А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе [Текст] / А.Г. Ковалева. – М. : Начальная школа, 2017 – 98 с. 19 Колин, К. Информатизация образования: новые приоритеты [Текст] / К. Колин. – М. : МЭСИ, 2015 – 67 с. 20 Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2017 – 352 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности процесса перехода к обучению онлайн у младших школьников
Количество страниц:
20
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
Структуры и алгоритмы обработки данных. Часть 2
Количество страниц:
15
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Программирование
реферат
СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»
Количество страниц:
17
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image